Ремарк и Фицджеральд

Jan 21, 2011 03:55

Два года назад я горько плакала над книжкой "Три товарища", а потом истерически смеялась над её американской экранизацией 1938 года. Действие в ней происходит в 1920 году. Герои фильма слишком много говорят, причем далеко не всегда то, что писал Ремарк. Пат выходит замуж за Эриха (в кино Робби стал Эрихом - интересно, почему?), пожаловавшись перед этим Кёстеру, что у неё проблемы с лёгкими, и она никак не может рассказать об этом Эриху, что Эрих должен быть счастлив с другой женщиной, здоровой, которая нарожает ему детей. Из ниоткуда возникают нарочитые проблемы, которые заслоняют и принижают ту многогранную трагедию, которая без труда вычитывается между строк романа.

Сценаристом американских "Трёх товарищей" был Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Его, как и Ремарка, относят к "потерянному поколению" искалеченных в Первой Мировой войне. Мне тогда подумалось: Скотт, так и не принявший участия в боевых действиях, недопонял Ремарка, ушедшего в окопы со школьной скамьи. Позднее, прочитав несколько произведений Скотта Фицджеральда, я только укрепилась в этом мнении. В университете мы как-то обозначили четыре события, по-настоящему повлиявшие на Американскую культуру: Война за независимость, Гражданская война, Великая Депрессия и война во Вьетнаме. В истории Нового Света отсутствовали мировые войны, они докатывались до континента дальним отголоском.

Совсем недавно в журнале STORY я прочла статью о Фицджеральде. Я не интересовалась фактами его биографии, и была тем более поражена. Своими отношениями Скотт Фицджеральд и Зельда Сейр планомерно выматывали друг друга и сводили с ума. Зельду - в прямом смысле. В 1930 году у неё диагностируют шизофрению. В 1948 году она погибает в пламени пожара, охватившего госпиталь, пережив супруга на восемь лет: алкоголизм Скотта приводит к сердечному приступу в сороковом. На момент смерти ему сорок четыре.

Ремарк умер в 1970 году, дожив до семидесяти двух лет.

Герои Скотта безрассудно бросаются друг в друга яркими фантиками, ощущая дыхание кризиса. Герои Ремарка ловят мгновения обычной жизни, зная, что им остается тот самый небольшой перерывчик между Первой и Второй. Первые догадывались, что потеряют всё. Вторые уже потеряли всё, кроме самого ценного - жизни. Первые сознательно доводят друг друга до сумасшествия. Вторые готовы на всё, лишь бы сохранить рассудок.

Фильм изначально не мог быть удачным, нет.

литература, кино

Previous post Next post
Up