О разминировании

Sep 01, 2012 20:43

Считается общеизвестным, что во время великой отечественной русские разминировали немецкие минные поля исключительно путем НАБИГАНИЯ своей пехоты, иногда, для разнообразия, сменяя пехоту штрафными батальйонами и мужиками с черенками от лопат.

То ли дело немцы. Те к вопросу относились обстоятельно, и использовали куда более прогрессивные методы разминирования. Какие? А вот это мы сейчас и узнаем.

Итак, январь 1943 года, немцы вводят в бой свои чудо-танки Тигр.

И 502-й батальйон начал отжигать.

Для начала, они попытались минные поля объехать. Результат был примерно таков:

«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 003 - застрял в болоте 17 января, взорван после неудачных попыток эвакуировать;
«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 004 - поломка двигателя и радиатора, оставлен экипажем;
«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 005 - попадание снаряда противотанковой пушки в моторное отделение, танк сгорел;
«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 006 - попадание снаряда из противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;
«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 009 - застрял в болоте, оставлен экипажем;
«Pz.Kpfw.VI» (H) фабричный номер 250 010 - подбит огнем танка «Т-34», загорелся, взрыв боекомплекта».

То есть из шести машин две (5-я и 10-я), несомненно, погибли в бою. Еще две просто застряли. А еще две вроде как и под огнем побывали... но причины очень мутные. К примеру, 4-й вроде как сломался. Сам. Но может и не сам. Например, заехал в болото и газовал до тех пор, пока движок не перегрелся и не заклинил. А, скажем, 6-й вроде как тоже брошен по причине поломки. Но опять же - трансмиссия может и сама сломаться... а может и быть сожжена неграмотными действиями экипажа при застревании.

Выводы немцы сделали. Нечего объезжать - а то еще застрянешь! И 5 июля 1943 года 503-й тяжелотанковый батальйон  пошел вперед.
Денек у Тигров откровенно не задался. Многие из них ВНЕЗАПНО сломались. Причем что характерно - сломались при подрыве на мине.

Командир батальйона 6 июля так отписывался о причинах:

Причины столь высокой доли потерь на минах следующие:
С самого начала не было ни одной карты, показывающей расположение мин, установленных на плацдарме немецкими же войсками. В нашем распоряжении было два противоречивых плана минных полей, и оба были неверны. Поэтому два «тигра» подорвались вскоре после начала движения. Еще два «тигра» подорвались в дальнейшем на местности, обозначенной на картах как совершенно свободная от мин.
Разминирование было проведено небрежно, в результате чего еще три «тигра» вышли из строя в проходах, обозначенных как свободные от мин.
Восемь «тигров» попали на мины противника прямо перед позициями русских, несмотря на то что саперы разрешили дальнейшее движение. Девять «тигров» подорвались на минах, когда они попытались выдвинуться на позиции для отражения танковой атаки противника.
По первоначальному плану «тигры» должны были атаковать в прямом контакте с панцер-гренадерами (моторизованной пехотой. - А.И.) и за подразделениями разминирования саперов. В реальности «тигры» пошли в бой впереди гренадеров и саперов. К вечеру 5 июля четыре «тигра» стояли в 50-80 метрах перед боевыми порядками пехоты.

Еще интереснее выглядит отчет от 8 июля 1943 г.: «39 „тигров“ начали боевые действия 5 июля. Еще 5 „тигров“ были в боевой готовности к 6 июля. С 5 до 8 июля из строя вышли 34 „тигра“, им требовался ремонт продолжительностью более 8 часов (7 были подбиты, 16 были повреждены минами и 9 вышли из строя по техническим причинам). Два сгоревших „тигра“ были потеряны безвозвратно. К настоящему моменту 22 „тигра“ отремонтированы. К 12 часам дня 8 июля 1943 г. ситуация была следующей: 33 танка были боеготовы, 8 требовали короткого ремонта (менее 8 дней), 2 требовали длительного ремонта (более 8 дней), 2 числились в безвозвратных потерях».

Нельзя не отметить оперативность работы ремонтников. Однако бросается в глаза тот факт, что лидером по выведению Тигров из строя были именно мины. И только отчасти наши благодарности за это русским саперам. Немецкие саперы справлялись тоже неплохо. Да и порядок у немцев, как видите, был ничуть не уступающим русскому.

Впрочем, если вы полагаете, что это только Тиграм так везло, то вы заблуждаетесь. Вот как дело обстояло с Пантерами:

Распределение вышедших из строя «пантер» по характеру повреждений Характер повреждения и количество «пантер», нуждающихся в ремонте на 10 и 12 июля:

Подвеска: 10 июля - 70 / 12 июля - 38;
Двигатель: 10 июля - 23 / 12 июля - 25;
Башня: 10 июля - 19 / 12 июля - 31;
Корпус: 10 июля - 15 / 12 июля - 5;
Радиостанция: 10 июля - 12 (они же фигурируют в 70 с повреждениями подвески) / 12 июля - 10;
Трансмиссия: 10 июля - 4 / 12 июля - 3;
Орудие: 10 июля - 0 / 12 июля - 4;
Всего: 10 июля - 131 / 12 июля - 116;

Хорошо видно, что на 10 июля лидируют повреждения подвески, то есть подрывы на минах. В дальнейшем соотношение выравнивается (за счет ввода отремонтированных машин в строй), но все равно на первом месте остаются потери от инженерных заграждений.

Естественно, другие участники мероприятия тоже не оставались в стороне от беготни по минным полям. К примеру, в районе северо-восточнее станции Поныри была обнаружена 21 САУ «фердинанд». Больше половины «Фердинандов» имели повреждения ходовой части на минах.

Так что в целом можно отметить, что немцы нашли куда более шикарный метод разминирования. Дороговат, правда, зато как эффектен. Бум-с! И почти миллион марок превращается в неподвижный памятник экономической эффективности немецкой военной машины. Ну а ежели еще и экипаж при этом ласты склеил... ну значит судьба у них такая, чего уж тут! Погибли, понимаешь, смертью героев! Фатерлянд не забудет, это тебе не сиволапый совок! И с честью похоронят. Если не вспыхнул бензин или боезапас: а то, бывало, и хоронить-то нечего.

На этом фоне действительно, разминирование силами штрафбатов выглядит как-то по-нищебродски...

фашизм, ВМВ, танковое, история

Previous post Next post
Up