Симонов монастырь в Москве

Jan 23, 2018 06:10

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=6id81GcKbcE
Симонов монастырь свидетель Куликовской битвы

Симонов монастырь - интереснейший объект для исследований. К сожалению, по политическим причинам, реставрация его с 90-х, всё время откладывается. Сейчас монастырь, как говорят, «оккупирован» «обществом глухих». Вернее не сейчас. С разрешения священства, которое там формально числится и состав его постоянно меняется, разрешено было еще с 2000-2004 годов разместиться там этому обществу. И формально теперь, вроде как это общество глухих, считая эту территорию своей, якобы препятствует вести в монастыре восстановительные и ремонтные работы. Ну это, конечно, байка для зевак, которые пытаются попасть на территорию монастыря. В начале 2000-х можно было там гулять, фотографировать. А теперь вот - нельзя.

Остается уповать только на архивы. Я работала в 2004-2005 гг. в ЦИАМе (теперь он называется ОХД до 1917 г., Расположен: ул. Профсоюзная д. 80, м. Калужская, сайт http://cgamos.ru/funds/), по теме «Храм Рождества БМ на Старом Симонове» и удалось тогда поднять и расшифровать несколько документов о Симонове монастыре. Эти документы я опубликую ниже.

Кто заинтересуется продолжением исследований по теме Симонова монастыря, рекомендую начать исследования с этого архива.
Для начала работы в архиве нужно иметь паспорт и Отношение (т.е. письмо) на имя директора архивного управления с указанием темы исследования (образец приведу ниже). Вам выпишут пропуск и в тот же день можно приступать к работе с описями (Теперь на сайте у них http://cgamos.ru/funds/ есть список фондов и оцифрованные описи, дела можно выбрать дома). Найдя в описи интересующие дела, заполнить требование по образцу (Вписать номер фонда, описи, дела, название дела. Можно в день заказывать не более 5 дел, кажется), и через 3 рабочих дня вам выдадут дела на месяц. Нужно успеть с ними отработать, иначе их спишут, и вновь можно будет эти дела заказать только через 4 года (если правила не изменились).

Хочу предупредить, работа с рукописными документами довольно сложна. Нужно разбирать рукописные переписки 18 - начала 20 веков. Сначала трудно будет документы читать, но потом появляется навык. В архив можно приходить с ноутбуком и печатать с листа в читальном зале. Также документы можно самостоятельно фотографировать, заполнив предварительно заявление о копировании, и потом дома заниматься расшифровкой с экрана. Я недавно посещала этот архив (в ноябре 2017 года), фотографирование документов было бесплатным.

Правда, ко мне в ноябре 2017 года подошла как-то сотрудница архива и сказала, что больше не разрешит мне фотографировать документы, связанные историей храмов и монастырей, поскольку якобы РПЦ против, чтобы, как она сказала, «их документы» выдавались без разрешения РПЦ, и предложила мне принести письмо от настоятеля храма, историю которого я исследую. А работала я по теме «история московского храма Рождества в Путинках». Я возразила, что это документы вовсе не РПЦ, а разных ведомств Российской Империи, история которой является частью длинной истории России. Тогда она сказала, что архив имеет право по своему усмотрению не выдавать документы тому или иному исследователю, и что на то есть в Гражданском кодексе статьи, регламентирующие деятельность архивных учреждений, позволяющие так поступать с исследователем. Тогда я сказала, что буду обращаться к директору архива и спросила, кто ныне является таковым. Она ответила, что недавно назначена некая Марьям Казимовна и дала внутренний телефон 1-65.

В этот момент как раз выяснилось, что заказчику, то есть старосте храма Рождества в Путинках документы о храме не очень-то нужны, и я отложила работу в архиве. Директору я не звонила, просто не понадобилось.

Ну а если вам сотрудники архива будут чинить препятствия в работе, то обязательно выясняйте эти случаи с директором по телефону, или если потребуется, запишитесь к директору архивного управления на прием. Скорее всего, все запреты не имеют под собой никакой юридической силы, и сотрудники просто работают на отбой желания продолжать работу. А может и РПЦ каким-то образом влияет на этот архив, поскольку там действительно собрано огромное количество документов Московской Духовной Консистории (Фонд 203 и другие фонды). Будьте настойчивы, и всё получится.
Ниже публикую обещанные документы, найденные мною по Симонову монастырю.

Образец отношения
Директору ГБУ «ЦГА Москвы»
Сгадлевой Л.В.

Уважаемая Лариса Владиславовна!
МБФИН Православная Таганка просит разрешить  исследователю Мусориной Елене Анатольевне работать в архиве по теме «Храм Рождества в Путинках». Просим также разрешить копирование необходимых документов.

С уважением, руководитель МБФИН Православная Таганка
Мусорина Е.А._____________
02.10.2017

Указано в шифре старое название архива (ЦИАМ), какое было в 2004 году

ЦИАМ. Ф. 420. ОП. 1. Д. 6.
Ваше Сиятельство
Милостивый Государь!
Симонов Монастырь основан 1370 года во дни Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского, учеником и племянником Преподобного Сергия, Феодором. По благословению Святого Алексия Митрополита и по велению онаго Великого Князя, в 1383 году оный Игумен Феодор, Цареградским Патриархом посвящен во Архимандрита. Монастырь наречен Ставропигиальным и был в числе Российских первых монастырей.
Многие из обители сей возведены на Епископские степени и прславились чудесами. Великие Князи и Цари строили сей монастырь. Царь и Великий Князь Федор Алексеевич построил великолепную трапезу и покои, в которых он жил во время Поста.
В сем монастыре погребен сын Дмитрия Иоанновича Донского, Царь Казанский и многие из фамилий влиятельных Российских Князей и знатных фамилий.
Огромность здания сего монастыря, составленная по вышеизбранным обстоятельствам, ныне наклоняется к разрушению. Московские жители имея его всегда перед глазами
 и зная, что оно для Гошпитали не удобно, усердствуют оную обитель возобновить. Не требуя от казны денег, равно и содержанию его способствовать. Они многократно ко мне пишут, чтобы исходатайствовать о сем от всемилостивейшей монархини Благословения, дабы в сей обители был строитель, и учреждено общежитие по правилам Саровские Пустыни. Я таковое установление в сим монастыре почитая надежнейшим способом по уменьшению усиливающегося в Москве раскола, не меньше же для исправления в жизни и приведения в чувство преступников, покорнейше Ваше Превосходительство Прошу, Всемилостивейшей Государыне о сем доложить. Снисхождение Её Императорского Величества к просьбе Московских жителей, несказанно их обрадует. Я, зная сколько они к восстановлению той обители усердствуют, усугубляя мною просьбу с совершенным почтением пребываю и проч.

Гавриил Митрополит Новгородский
1794 года 28 июля
Его Святейшеству Графу А.Н. Мусину-Пушкину
Г. Обер-Прокурору С.С.

ЦИАМ Ф. 420. ОП. 1. № 16
Ноября 9 числа 1795 года
В Указе Московского Губернского Правления Объявлено
Присутствие де оного правления Его Святейшество Господин Губернатор Генерал-майор и кавалер, предложил полученный им от Его Высокопревосходительства Господина Главнокомандующего в Москве и ея губерний, действительного тайного советника, Сенатора и разных орденов Кавалера Михаила Михайловича Измайлова ордер. В коем прописывая, что по рассмотрению доставленных от Его Сиятельства бумаг, по поводу просьбы к Его Сиятельству Архимандриту Ставропигиального Симонова монастыря. О позволении погребать во оном монастыре умирающих благородных и купечество предписывает: как прежде уничтожения оного монастыря производилось в нем таковое погребение, так и по возобновлении его в первобытное состояние, Его Высокопревосходительство, не находит в погребении там умерших, препятствия. К чему сей монастырь яко отдаленнейший от города, весьма удобен. Предложить об оном Управе Благочиния и Его Высокопревосходительство с его стороны известил о том же Его Высокопреосвященство Платона, Митрополита Московского и Калужского в Губернском Правлении определено: с прописанием оного Его Высокопревосходительства предписания, для должного по оному исполнения, управе предписать указом. В управе определено, к должному о выше писанном выполнении, предписать частным приставом приказами. О чем сим и приписываеся.
Подписал Павел Каверин

ЦИАМ. Ф. 420. ОП. 1. Д. 315.
Правила
Московского Ставропигиального монастыря, для руководства начальству, казначею и прочим, должностным в сем монастыре.
1843 г.
Преимущества монастыря Церковное и Трапезное благочиние.
Симонов монастырь с самого основания своего возвышен до Ставропигии, и находился под непосредственным ведением Константинопольских, а потом Российских Патриархов. С учреждением же Великим Петром, вместо Патриаршего Сана, Святейшего Синода, он вместе с другими шестью монастырями, находится под его, Святейшего Синода, непосредственным ведением.
Устав для братии принят издревле общежительный. При всех церковных службах, совершаемых по общему уставу церкви, монашествующие стоят в мантиях, на клиросах и вне их, в приличном каждому месте.
На вечерне - псалом «Господи Воззвах к тебе», поют на распев по клиросам, стихиры сказываются канонархом по клиросам, а «слова и ныне», поются обоими ликами совокупно на сходне, так же и стиховна.
На малом повечерии очредные монахи и иеромонахи читают среди церкви каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери из октоиха и Ангелу Хранителю.
В пяток вечера, сверх выше реченных канонов, читается иеромонахом с откровенною главою, акафист Божьей Матери, а в субботу вечером Иисусу сладчайшему.
На утрени по первой кафизме, постоянно делает чтение из толкования Евангелия, а по шестой, песни из пролога.
Стиховна так же поется обоими ликами посреди церкви. Пред литургиею на проскомидии, читаются братиею ежедневно все поминанья о здравии и о упокоении душ Царской Фамилии, братий ктиторов и благотворителей Св. Обители, читается так же и Синодик.
На литургии Изобразительные псалмы: «Благослови Душе», поются ежедневно по клиросам.
Ежемесячно бывает освящение воды для окропления оною хлебопекарни и прочих служб по монастырскому уставу.
В братской трапезе пища поставляется по уставу, преподанному Святыми Отцами. Как во время обеденной, так и во время вечерней трапезы, ежедневно, бывает чтение из Четьих-Миней и других душеспасительных книг. Братия во время трапезы сохраняет глубокое молчание, питающее ум тайною молитвою, слух - Божьим Словом, а бренное тело - предлагаемою пищею.
По окончании трапезы бывает, по чиноложению, возвышение панагии, а за сим чтения о здравии и благоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы, всего Царствующего Дома и всех благотворителей Святой Обители.

Правила
Для руководства Наместнику, Казначею и прочим, должностным, в сем монастыре, изложенные и установленные 1822 года.

Наместнику
  1. Наместник должен рачительно наблюдать, дабы ко всем церковным службам вся братия, кроме занятых отвлеченными послушаниями или не могущих ходить, за болезнями, спешили приходить к началу и с благоговейным вниманием слушали и отправляли всякую службу. Манатейные в мантиях, рясофорные в рясах, послушники в приличном им одеянии, стояли бы на своих местах, а клирошане на клиросах, во всем сохраняя благочиние. Буде же, кто долженствующий быть на службе. Не пришел к оной за таковым послать и самому лично узнавать причину небытия его. Ленивым и приносящим соблазн делать увещание, и даже штрафовать таковых, а в случае не исправления, доносить о таковых настоятелю.
  2. Служение молебнов, соборных и простых панихид, было бы во всякое время отправляемо по надлежащему безостановочно с усердием, к удовольствию богомольцев, без всякого личного получения за то награды, но всё получаемое за службы, было бы обращаемо в пользу монастыря.
  3. Строго наблюдать, дабы никто из священнослужителей монастыря, ни под каким видом и предлогом не исповедовал мирских людей ни мужеского, ни женского пола, ниже монахинь и послушниц, под опасением за нарушение сего устава - высылка из обители.
  4. В братской трапезе, кухне, кладовых и погребах наблюдалась бы чистота, опрятность и во всем бережливость, все бы братия приходили в общую трапезу, в приличном одеянии, и в оной сидели благочинно, в совершенном молчании питающе дух свой, в тайне, молитвою, ум слушанием чтения, а тело, с благодарением, предлагаемым кушаньем.
  5. Не дозволять своевольно, брать, без благословной вины, братскую пищу по келиям, а кольми паче, не угощать оною приходящих без благословения настоятельского, в отвращение, от сего могущих быть беспорядков, никто так же, не должен из братии никого из посторонних, вводить с собою в трапезу, для вкушения, без ведома Настоятеля или Наместника.
  6. Как Наместник, так и другие из братии не должны без воли Настоятеля, сами от себя, подносить образов и т.п. благотворителям обители, поелику от сего нарушается порядок общежительного монастыря, к ущербу оного.
  7. Дабы никто из братии не дозволял у себя, без благословения настоятельского в келии, никому иметь ночлега. Зазорных же лиц, отнюдь не принимать. Поздно вечером не сходились бы один к другому для праздных бесед, в келиях бы наблюдалась чистоса и опрятность, для чего Наместник обязан часто обозревать братские келии.
  8. Советовать и воздерживать, кого следует из братии, дабы без крайней нужды не отлучались из монастыря в город или ближние мирские домы. При необходимой же надобности, каждая отлучка в помянутые места, должна быть с ведома и дозволения Настоятеля или Наместника.
  9. иметь бдительное смотрение за точным исполнением правил предписанных монашествующим, дыбы братия в образе жизни соответствовали званию своему. В одежде соблюдали благоприличие, сообразное общежительным и отнюдь не носили бы подрясников шелковых или цветных, но как рясы, так и подрясники, были бы черного цвета, простых или суконных материй. Словом вели бы себя мирно, честно, трезвенно, наблюдая во всем монашеское смиренномудрие. Хранили бы между собою мир и любовь, оказывали бы, кому следует, должное повиновение и чествование, и всемирно удалялись бы праздности, своеволия, и т.п., в чем служить самому наместнику примером. Нарушающих же вышесказанные обязанности вразумлять, обличать и с благословения Настоятеля, штрафовать, как следует по исправлению. Сверх всего руководствоваться к общей пользе правилами, относящимися до Наместника.
  10. Наместник должен ежедневно доносить Настоятелю о благосостоянии обители, и вообще о всём нужном. За неослабное исполнение вышесказанных обязанностей, Наместник может твердо надеяться получить достойную награду от Господа, и справедливую признательность за понесенные труды для пользы обители, от начальства.

ЦИАМ Ф. 420. ОП. 1. Д. 1735. Ч. 1
Московский Ставропигиальный Симонов монастырь

Описание надгробных памятников
Вновь составленное 1847 года
Отделение I-е

А) Надписи с южной стороны внутри паперти.
  1. 1733 года Генваря в 24 день. Преставился раб Божий честныя обители сея Симоновския Архимандрит Схимник Иоанн Любибратич, родом сербин и погребен на сем месте; и от правоверных христианин зде приходящих требует молить, да упокоит Бог душу его со Святыми.
  2. Лета 7135 (1627); погребены на сем месте в паперти, рабы Божьи Феодор Григорьевич Батурлин, да во 7138 (1630) году, жена его Евфимия Ивановна, да во 7142 (1634) году сын его Никон Феодорович Батурлин во иноцех схимник Исайя. Лета 1676 октября 21 дня на память отца нашего, Преподобного Гелариона Великого, преставися раб Божий столник Василий Никонович Бутурлин (надпись сия вне южной паперти).
Б) Надписи на той же стороне в в палатке под сводами паперти.
  1. Лета 7048 (1540) Месяца июня в 30 день, на память всехвальных 12-ти апостолов, преставись благоверный Князь Феодор Михайлович Мстиславский.
  2. Лета 7074 (1566) августа в 6 день на Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа; преставись Князя Ивана Федоровича Мстиславского Княгиня Ирина Александровна; а память ся в 16-й день апреля, святых мучениц ИриныЮ Агапии и Хионии.
  3. Лета 7118 (1609) Декабря в 3 день, на память пророка Сафония преставися раба Божия благоверная Княжна Ольга, дщерь Князя Феодора Ивановича Мстиславского.
  4. 1787 Года марта 15 дня по полудни в 7-м часу, преставися раб Божий Высоко-Петровского монастыря Священно-Архимандрит Сергий, рождение его было 1727 года декабря 27 дня, всего жития его было 60 лет, 2 мес., 19 д., и погребено его тело под сим камнем.
  5. 1783 года октября 29 дня преставися раб Божий Симонова монастыря Священно-Архимандрит Дорофий и погребено тело его под сим камнем.
  6. Лета 7124 (1616) генваря в 5 день на память Св. Мучеников Феопемпта и Феоны преставись раб Божий Царь Симеон Бен-Булатович во иноцех схимник Стефан.
  7. На железной доске прибитой к кирпичному склепу написано: Здесь погребен сын Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Константин Дмитреевич, во иноцех Кассиан.
  8. На медном листе прибитом к стене написано: 1773 года июня 21 дня скончался раб божий Лейб-гвардии Измайловского полка Сержант Василий Петрович Киселев и тело его погребено против сей таблицы, рождение его 1752 года мрта 15 дня, на память Св. Мученика Агапия и с ним 6-ти Мучеников, а жития его было 21 год, 3 мес. 15 дней.
  9. Лета 7094 (1586) апреля 6 дня на память Преподобного Отца нашего Евтихия Патриарха Царя Града, преставися Князя Феодора Ивановича Мстиславского Княгиня Иулиания.
В) Надписи на той же стороне снаружи паперти при входе в палатку.
  1. Лета 7129 (1620) месяца ноября 26 дня на память отца нашего Аливпия Столпника, преставися раба Божия, Князя Федора Ивановича Мстиславского дочь, Княжна Ирина Федоровна и погребена в Церкви Пречистыя Богородицы Одигитрии в Симонове.
  2. Лета 7129 (1621) июля в 6 день на память Преподобного Отца нашего Сисоя Великого, перставися Князя Василия Яншеевича Сулешева Княгиня Анна Ивановна. И погребена в церкви Пречистыя Богородицы Одигитрии в Симонове.
  3. Лета 7138 (1630) июля в 7 день на память Прп. Отец Фомы и Акакия иже в лествице преставися раба Божия боярина Князя Федора Ивановича Мстиславского Княгиня Домника Князя Михайлова дочь Григорьевича Темкина-Ростовского.
  4. Лета 7130 (1622) февраля 19 дня на память Апостола Архиппа преставися раб Божий боярин Князь Феодор Иванович Мстиславский и погребен в лому Пречистыя Богородицы в Симоновом монастыре февраля в 20 день.
  5. Лета 7148 (1639) ноября 15 дня, на память Святых Мучеников и Исповедников Гурия Самона и Авива, преставися раба Божия старица Княжна Ирина Ивановна дщерь боярина Князя Ивана Федоровича Мстиславского.
  6. Под приделом Казанския Божией Матери, погребен Кашинский купец Василий Васильевич Терликов. Скончался 1834 года генваря 4 дня.
Г) надписи на стенах в паперти с северной стороны:
  1. Лета 1701 мая в 13 день усну блаженным сном Преосвященный Игнатий Митрополит Смбирский и Тобольский и положен бысть под сим камнем.
  2. Лета 1703 месяца октября в 28 день преставися раб Божий сея пречестныя обители Архимандрит Карион Заулонский и погребен бысть в паперти на сем месте у стены.
  3. Лета 7119 (1611) генваря 12 дня на память Св. Мученицы Татианы преставись раб Божий боярин Василий Петрович Головин во иноцех Вассиан, а погребен в дому Пречистыя Богородицы в Симонове мрнастыре, у сторонних дверей под порогом, а подле его жена Ульяна, во инцех Елена, схимница.
  4. Лета 7133 (1625) апреля в 16 день на память Св. Мучениц Ирины Агарии и Хонии, преставися раб Божий окльничий Феодор Васильевич Головин, а прямое его имя Перфирий в иноцех Пафнутий, а подле его сын Алекий, а подле его гроба Михаил Петрович Меньшой Головин.
  5. Лета 7076 (1568) месяца мая в 29 день, преставися раба Божия Анастасия Ивановна жена Юрьевича Грязнова, на память Св. Мученицы Феодосии девицы.
  6. Лета 7142 (1634) генваря в 10 день на память иже во Св. Отца нашего Григория Епископа Нисского преставися раб Божий боярин Семен Васильевич Головин.
Д) Надписи на гробницах внизу под сводами на паперти на западной стороне.
  1. Лета 7131 (1623) февраля в 20 день в четверть в третьем часу дня, на память Св. Отца нашего Льва Епископа Катанского, преставися раб Божий Кирилл Андреевич, сын Грязев, во иноцех Киприан.
  2. Лета 7132 (1624) февраля в 5 день на память Св. Мученицы Агафьи преставися раба Божия Кириллова жена Андреевича Грязева Ирина во иноцех схимница Александра.
  3. Лета 1710 генваря в 3 день на память Св. Пророка Малахия, преставися раб Божий стольник Иван Михайлович Татищев, а от рождения его 44 лета и погребен на сем месте.
  4. Лета 7147 (1639) июля в 12 день на память Св. Мученика иже в Никополии Св. мученик иже в Никополии преставись раба Божия Пелагея, думного Дяка Иванова жена Кирилловича Грязева.
  5. Лета 7139 (1630) декабря 25 дня преставися раб Божий Протопоп Кондрат во иноцех Корнилий.
  6. Лета 7176 (1668) марта в 16 день на память Св. Мученика Савина, преставися раба Божия Князя Никитича дочь Семеновича Урусова девица Княжна Татьяна Никитична.
  7. Лета 7142 (1633) декабря в 19 день прествися раб Божий Священно-Архимандрит Протосиген Киевлянин.
  8. Лета 7169 (1661) марта в 4 день в 7-м часу ночи преставися раб Божий Мина Кириллович Грязев.
  9. Лета 7142 (1634) мая 14 дня, на память Св. Мученика Исидора реставися раб Божий, Думный Дьяк Иван Кириллович Грязев.
  10. Лета 7128 (1620) февраля в 6 день на память Прп. Отца нашего Вукола Епископа Смирнского, преставися раб Божий Григорий Игнатьевич Татищев.
  11. Лета 7123 (1615) генваря в 10 день на память Св. Отца нашего Григория Епископа Нисского преставися раб Божий стольник Государев Володимир Игнатьевич Татищев.
  12. Лета 7116 (1607) октября в 14 день, преставися раб Божий Михаил Иванович, сын Чириков , а во иноцех схимник Михаил. Надпись на то же камне внизу: Лета 7116 (1611) августа в 29 день, преставися раб Божий Тимофей Иванов во иноцех схимник Тихон.
  13. Лета 7111 (1602) сентября в 11 день, преставися раба Божия Игнатьева жена Петровича Татищева Агрипина, а во иноцех схимница Александра.
  14. Лета 7154 (1646) марта в 24 день на память иже во Святого Отца нашего Артемия Епископа Фессалонотского преставися раба Божия вдова Князя Борисова, Княгиня Канмурзича Урусова Князя Петрова дочь Ахамашуковича Черкасского, Княгиня Татиана Петровна, а во иноцех схимница Таисия.
  15. Надгробный белый камень на нем надпись от времени изгладилась.
Е) Надписи снаружи северной паперти.
  1. На каменной круглой доске по краям с резьбою, высечены слова: Под сим знаком в Бозе почиваетВысокопревосходительный Адмирал, и орденов Святого Благоверного Князя Александра Невского и Св. Анны кавалер, Александр Иванович Головин. Рождение его 1699 года октября 20 дня, а преставление 1766 марта в 1 день, тезоименетство его августа 30 дня. Бог да вселит душу его в небесные обители. На другом камне подобном сему видим продолжение надписи: с 1717 года июня 16 дня находилсяч он в чужих краях для приобретения полезных наук, а по именному Имперетора Петра I предписанию 1720 года июня, морскому.  По возвращении из чужих краев 1726 года, августа 12 дня пожалован Камер-юнкером, 1732 года декабря 29 дня, а Адмиралтейскую Коллегию и ко флоту Генерал-лейтенантом 1747 года сентября 5 числа, Вице-адмиралом, 1757 года мая 5 дня, Адмиралом.
  2. Лета от сотворения мира 7214, от Рождества Христова 1706 года июля 30 дня на память Св. Апостолов Силы и Силуана, преставися Его Высокографское Превосходительство, Федор Алексеевич Головин, Римского государства Граф, Царского Величества Государственный Великий Канцлер и посольских дел Верховный Президент, ближний болярин морского флоту, Адмирал Наместник Сибирский и Кавалер чинов Св. Андрея и Белого Орла и Генерозитса, пргребен бысть.
Отделение II-е
А) Памятники близ алтаря, отделенные от дороги железною решеткою.
  1. Памятник черного гранита в виде гроба, поставленного на двух плитах из коих одна из серого гранита, а другая дикого камня на сем надписи, с севера: Сей памятник поставлен А.А. Татищевым, а с югу, Генерал-маерша Анна Афанасьевна Костылева, скончалась 1845 апреля 3 дня.
  2. Белого мрамора четырехугольный гранитный столп с карнизом на нем ваза, и крест медный вызолоченный, под ним две плиты дикого камня, на нем подпись с востока: Генерал-майор и ордена Св. Анны 1-й степени кавалер, Марко Абрамович Костылев, родился 25 апреля 1756 года, скончался 28 августа 1826 года.
  3. Серого гранита четырехугольный столп с карнизом, вверху урна белого мрамора, под ним две плиты дикого камня, на нем с востока доска медная вызолоченная на коей вычеканены в лицах Вера, Надежда и Любовь, а внизу надпись: Кригецальмейстер Петр Афанасьевич Долгов, родился 17 августа 1764 года, скончался 23 мая 1823 года.
  4. Памятник столпом четырехугольным красноватого гранита с карнизом и вазою белого мрамора, под ним две плиты дикого камня, около него железная решетка, на памятнике четыре доски белого мрамора. На первой с востока изображены Вера, Надежда и Любовь, с запада вензель, а на прочих двух сии слова: Под сим камнем погребено тело Гликерии Евфимовны Долговой, супруги Московского купца Афанасия Ивановича Долгова. Родилась 3 мая 1740 года, скончалась 31 августа 1812 года.
  5. Памятник гранитный дикого цвета столпом четырехугольным с вазою белого мрамора. Под ним две плиты дикого камня, около него железная решетка, а на нем четыре доски белого же мрамора. На первой с востока изображены Вера, Надежда и Любовь, с запада вензель, а на прочих двух деках надпись: Под этим камнем погребено Московского 1-й гильдии купца тело Афанасия Ивановича Долгова, 1804 год марта 1-го дня, переселился он от сея временные к вечной жизни, жития его было 78 лет, 10 мес.
  1. Небольшая пирамида белого мрамора на гранитном пьедестале и двух плитах из дикого камня. На мраморе с восточной стороны рельефное изображение Спасителя в терновом Венце, а под ним надпись: Иисусе сыне Боже помилуй мя. Штаб-ротмистр матфей Александрович Долгов. Родился 19 ноября 1809 года, скончался 21 декабря 1837 года. На семже памятнике с юга надпись: Надворный советник Александр Афанасьевич Долгов. Родился 1772 года генваря 22 дня, скончался 1844 года июня 1-го дня.
  2. Белый надгробный камень с надписью 1795 года августа 4 дня, под сим камнем погребено тело сего Симонова монастыря Иеромонаха Иосафа, до времени поступления в монашество назывался Иван Сологубов, природою из Польского дворянства, служил в Елисоветоградском Егорском полку корнетом. В монашество по желанию пострижен в 1794 году марта 30 дня, во Иеромонаха посвящен в Тихвине монастыре в 1795 году.
  3. Плита чугунная с надписью: Здесь погребено тело бывшего Симонова монастыря Священно-Архимандрит и кавалера Герасима, скончавшегося 1829 года июня 6 дня на 78 году.
  4. Надгробный белый камень с надписью: Симонова монастыря Архимандрит Игнатий из Великороссиян церковного чина, служил при дворе Его Императорского Величества при казенной сервизной 15 лет, оттуда 1763 года в декабре уволен, а в 1764 году генваря 11 числа пострижен в монашество по именному Императорскому Указу в Сенаксарском монастыре, строителем Феодором Ушаковым и проходя при нем разные общежительные послушания произведен Иеродьяконом и Иеромонахом. В 1776 году переведен во Флорищеву пустынь, где исправлял должность казначейскую. В1778 году определен во Введенскую Островскую пустынь строителем. В 1781 переведен в Пешношский монастырь строителем же. В 1788 году марта 20 дня, произведен в Тихвинский монастырь Архимандритом. В 1795 апреля 4 дня, при восстановлении Симонова монастыря переведен в него для учреждения общежития. А в 1796 году Августа 3-го скончался  и погребен под сим камнем. Всего жития его было 65 лет и более, в монашестве 33 года и более. Во всех же помянутых монастырях научася учительству уставам общежития, монастыри в немалую ветхость пришедшие поправил. Братии же был примером добродетельного жития, а наипаче нищеты и нестяжания, ибо шелковых одежд, он на себя, со вступления в монашество, не имел ни единыя. К нищим был милостив, к бедным сострадателен и братии был благодетелем, ибо и трапеза его была с братией не раздельно, где часто повторял следующие слова: Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. Аминь.
  5. Белый надгробный камень на нем надпись: 1769 года декабря 17 дня преставися раб Божий сея Св. Обители Симоновския казначей, монах Никодим, по полуночи в 3 часа и погребен у соборной церкви, у алтаря под сим камнем, в 19 день.
Б) Памятники на южной стороне
  1. Надгробный белый камень на нем с западу в вензеле надпись: Полковник Николай Сергеевич Батурин. Родился 1738 года, скончался 1797 года марта 4 дня, положен под сим камнем.
  2. Две колонны черного гранита одинаковой фигуры с урнами и вызолоченными крестами на плитах дикого камня за одной железной решеткой, на первой надпись с западу: Здесь покоится прах Княгини Натальи Петровны Касаткиной-Ростовской скончавшейся 22 декабря 1828 года. На второй: Здесь покоится прах Коллежской Ассесорши Марьи Михайловны Бородиной скончавшейся 28 февраля 1836 год.
  1. Два четырехугольных камня вертикально поставленных на каменных плитах за одною железною решеткой. Первый камень белый с такою же урною, на подножии, на нем с юга надпись: Господи прими дух мой с миром. Под сим камнем погребено тело Московского купца Ивана Федоровича Кожевникова, родился 1782 года февраля 23 числа, жительства его было 37 лет, а скончался в 1819 года февраля 24 дня в 3 ч. 45 мин, за полунощ.
  2. Второй камень гранитный с беломраморною урною, на подножии, на нем с юга надпись: Московской Городской Глава, купец Первостатейный Федор Иванович Кожевников с востоку: родился в 1749 году сентября 12 дня, а скончался 1812 года сентября 12 числа по полуночи.
  3. Колонна граненная дикого камня с урною, под нею две плиты такого же камня, на ней надпись с востока: Здесь погребена раба Божья Дарья Борисовна Киселева. Родилась 1720 года марта 4 дня, скончалась 1803 года апреля 8 дня, всего жития её было 83 года.
  4. Надгробный белый камень на нем подпись с юга: Здесь погребено тело Сенатского Секретаря Стефана Ивановича Пятницкого скончавшегося 1803 года мая 16 дня на 78 году от рождения своего.
В) Памятники на западной стороне.
  1. Четырехугольный, белый камень, прямо поставленный наверху, полуколонна белого же камня с крестом, на нем надпись с юга: На сем месте погребено тело Натальи Александровны Чернцовой преставившейся 1774 года генваря 24 дня, жития ея было 30 лет, с севера: Памятник был поставлен из сердечной любви, почтения усопшей дочерью Пелагеею Ивановною 1804 года.
  2. Колонна граненая и две под нею плиты дикого камня от давности покрытая ржавчиной надписи не имеет.
  3. На железной решетке которою ограждена могила, медная позлащенная дека с надписью: На сем месте погребено тело Статской Советницы Елисаветы Петровны Соймоновой, скончавшейся в 1773 году ноября 22 дня на 23 году от рждения.
  4. Чугунная плита с надписью: Ея Высокородие Любовь Юрьевна Соймонова, скончалась 1824 года, декабря 7 дня на 54 году от рождения.
  5. продолжить
Все не вошли, продолжение следует...

ЦХД до 1917 г, ОХД до 1917 г, Симонов монастырь, сложности работы в архиве, архивные документы, Гражданский кодекс РФ, исследование архивных фондов, история храмов и монастырей, Московская Духовная Консистория, деятельность архивных учреждений, ЦИАМ

Previous post Next post
Up