Это моя кандидатская диссертация, которую я защатил в 2004 г. в СПбДА.
Здесь я выкладываю предисловие. Если будет интересно познакомиться далее - скачивайте ее :
http://www.sharemania.ru/files номер файла 0112729 название файла Vatikanum2.doc .
Введение.
В
первые века христианства существовало изречение «Закон молитвы есть закон веры»
(Lex orandi lex est credendi).
Христиане переживали богослужение как непосредственное общение и единение с
Триединым Богом и друг с другом в Духе Святом. Отцы и учители Церкви
расценивали литургическую традицию как важнейшую часть Священного Предания
Кафолической Церкви и часто обосновывали ей истинность тех или иных
догматических утверждений.
[1] Этот древний принцип
проявился с особой силой в религиозной психологии русского Православия. Именно
фактор богослужебного благолепия и красоты определил решение св. князя
Владимира принять христианскую веру от Византии, а не с Запада.
[2] Митр. Пергамский Иоанн
(Зизиулас) в одной из своих речей сказал «Крещение русских людей было погружением
не в днепровские воды, а в литургическую жизнь Православия».
[3] «Русь приняла литургию как
осязаемое присутствие Небесного Царствия, как подлинное... небо на земле»?
[4] Поэтому в отношении к
инославию, и в частности, к Римо-Католической Церкви, для православного
религиозного сознания, тем более сформированного в русской православной
традиции, принципиально важными являются не только сходства и различия в
богословии и догматическом вероучении, но и сходства и различия в богослужении,
литургическом благочестии, молитвенно-аскетической практике. В течение многих
веков со времени трагического разделения Церквей Православного Востока и
латинского Запада предметом богословской полемики между богословами были не
только догматы, но и различия в литургической практике совершения св. Евхаристии,
других таинств, даже служб суточного и годового круга. Из, девяти обвинений в
«отклонении» латинян от правой веры, предъявленных патриархом свт. Фотием
Констинопольским папе Николаю I
только одно (об исхождении Святого Духа) касалось догматов, остальные восемь
относились к сфере богослужения.
[5] Вместе с тем,
литургическая традиция Западной Церкви первого тысячелетия связана с учением и
деятельностью таких великих отцов Церкви, как свт. Амвросий Медиоланский, блаж.
Августин, папа свт. Лев Великий и, в особенности, свт. Григорий Двоеслов,
трудами которого окончательно сформировался строй богослужения Римской Церкви.
«Закон молитвы» Римской Церкви издревле имел свои особенности, но он в той же
мере «ортодоксален», что и литургическая традиция Православного Востока.
II Ватиканский
Ватиканский собор, поистине центральное событие в истории Римо-Католической
Церкви в XX
столетии, положил начало процессу обновления, охватившему как вероучение, так и
каноническое право, пастырскую и миссионерскую практику, отношение к
Православным, древневосточным, протестантским исповеданиям, нехристианским
религиям, внешнему миру. Но наиболее серьезные реформы произошли в литургии
[6] латинского обряда. Чинопоследования
всех Таинств и служб претерпели радикальные изменения, поэтому, в целом, можно
утверждать, что прежний «Тридентский» обряд стал достоянием истории. Данная
работа представляет собой опыт описания и анализа новейших изменений с позиции
православного воззрения на богослужение Церкви.
Прежде
чем непосредственно приступить к изложению материала, имеет смысл определить,
причины, по которым такой опыт анализа представляется нужным и своевременным, и
почему эта работа заслуживает внимания.
1.
Реформы, последовавшие за II
Ватиканским собором и продолжающиеся поныне, в частности реформа богослужения,
настолько изменили уклад жизни Римо-Католической Церкви, что тот арсенал
полемических аргументов и доводов, традиционно используемых против
римо-католичества, накопленный православным сравнительным богословием, с каждым
годом все более устаревает. Поскольку богословская и литургическая жизнь
латинской Церкви на Западе последних десятилетий весьма динамична, то
необходима современная, соответствующая действительности, и в то же время
взвешенная и научно выверенная оценка этих изменений с точки зрения
православного богословия.
2. Литургическая реформа II Ватиканского собора является плодом историко-литургических,
археологических, патристических исследований и практической
пастырско-миссионерской деятельности сторонников Литургического движения,
зародившегося во второй пол. XIX
в. в среде бенедиктинского монашества и охватившего католические церкви многих
стран Европы и США. Литургическое движение послужило подлинному расцвету
литургической науки на Западе и ее популяризации не только среди католиков, но
протестантов и православных общин Европы и Америки. Выдающиеся православные
богословы, писавшие на литургические темы - протопр. Николай Афанасьев,
протопр. А. Шмеман, прот. И. Мейендорф и другие представители «Парижской
школы», Н. Д. Успенский в России вдохновлялись, много цитировали, одновременно
полемизировали с католическими авторами-участниками Движения. В свою очередь,
творчество православных богословов «Парижской школы» оказало большое влияние на
католическое богословие XX
века. Самый яркий пример: элементы концепции «Евхаристической экклезиологии»,
сформулированной о. Н. Афанасьевым, развитой и дополненной о. А. Шмеманом и
митр. Иоанном (Зизиуласом), прочно вошли в современное католическое богословие.
История Литургического движения, его идеи, и реформа богослужения как
воплощение этих идей представляет несомненный научно-образовательный интерес.
3. В наши дни в среде православного духовенства и широкого круга верующих
в России обсуждаются вопросы необходимости и поиска оживления богослужебной
жизни Русской Православной Церкви. В связи с этим изучение опыта реформирования
богослужения как положительного, так и отрицательного свойства, накопленного
латинской Церковью за последние сорок лет, является весьма полезным в
практическом отношении.
В рамках сочинения, представляемого на соискание степени кандидата
богословия, невозможно претендовать на полноту освещения всех особенностей
реформированного богослужения латинского обряда, ибо такая задача требует многотомного
издания энциклопедического характера. Поэтому основным критерием, определяющим
содержание работы, является, по
возможности, всестороннее описание и оценка тех богословских принципов, положенных
в основу реформы и практических изменений, которые имеют важное значение в
контексте сравнительного анализа римо-католического и православного учений о литургии
церкви.
[1] См. Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл.
12,14-15,27. Творения Ч. 3, М.,
1993, стр. 272-286; 331-338.
[2]
Поспеловский Д. проф. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.,
1996, стр. 32.
[3] Цит.
по статье: Струве Н. Литургическая молитва и личное благочестие. Православие и
культура. М., 1992, стр. 192-193.
[4] Струве Н. Там же.
[5] См. Суттнер Э. X. Исторические этапы
взаимных отношений Церквей Востока и Запада. М., 1998, стр.25.
[6]
Понятием «литургия» в современном богословском словоупотреблении обозначают как
общественное богослужение вообще, так и евхаристическое богослужение. См. далее.