"Табуретка дорогу перебежала!" или Сам виноват

Oct 13, 2013 15:30



Маленький ребенок бегает по комнате, набирает разгон, его заносит, и он с размаху врезается лбом в угол стола. Крик, плач, "на ручки". Добрая мама (или папа, или бабушка) бьют ладошкой стол, приговаривая "вот тебе, вот тебе, не обижай нашего малыша, плохой стол!"...

Чему в этот момент мама учит ребенка?

1. Перекладыванию ответственности на других и вечному поиску виноватых. По факту, стол где стоял, там и стоит, а малыш со временем научится координироваться, огибать углы, останавливаться перед препятствием, вести себя безопасно. Но научится ли он? Будет ли ребенок понимать, что от его осторожности зависит его здоровье и жизнь, если в травме виноват не он сам, а "плохой" стол, стул, стена, едущая по правилам ПДД машина, бегущая без поводка собака? Паттерн "виноват стол" имеет шанс стать основным паттерном социального поведения, и впоследствии виноват будет учитель, поставивший плохую оценку, пешеход, бросившийся под колеса, излишне придирчивый начальник - в общем, кто угодно, только не сам человек, беспечно относящийся к тому, что он делает.

2. Мести. Ребенку больно - мама берет его на руки, целует ушиб, прикладывает лед, утешает. Боль проходит, обида забывается. Какой пример подает мама, едущая себя по принципу "око за око"? Мама учит дитя наказывать в отместку, причем наказывать невиновного. В ситуации, когда ребенок врезался в стену, можно поиграть в игру, помогающую развить у ребенка эмпатию, способность сопереживать: утешить плачущего малыша, а потом "утешить" стену (стол, стул), объясняя, что стене тоже больно от такого столкновения, и ее тоже нужно пожалеть. Однако, наказывая стену, мы учим не сочувствию и милосердию, а агрессии и мстительности. Не забывайте, что вам будет потом очень трудно объяснить малышу, почему стол, о который ушибся, бить можно, а другого ребенка, который отобрал у тебя игрушку, нельзя.

3. Трусости и бесхарактерности . Ударился ребенок - наказание стены осуществляет мама. Ребенок запоминает, что всегда есть кто-то, кто накажет твоего обидчика, а он сам остается в чистой рубашечке, с чистой совестью и без единого синяка. Сперва мама отшлепала стену, о которую ребенок ушибся, потом малыш растет, идет играть во двор, и если у него отняли ведерко, он не пытается вернуть его сам, а кричит "я маму позову!". Позже мама ходит "разбираться" за ребенка в школу, потом "отмазывает" от армии, а потом ребенок вырастает с четкой уверенностью в том, что случись что - мама решит все его проблемы, отомстит и разберется. И если мамы вдруг не оказывается рядом, выясняется, что этот уже взрослый ребенок совершенно неспособен постоять за себя сам.

Что же делать? Подавать мудрый пример. Утешить плачущего малыша, обезболить, поцеловать. Если он быстро успокоился - пожалеть предмет, о который он ушибся - ведь ему тоже досталось. Рассказать, что произошло ("ты слишком быстро бежал, поэтому ударился о стул, теперь тебе больно, не бегай так быстро"). Отвлечь игрушкой, песенкой, другим занятием. Превратить ситуацию в комичную, вместе посмеяться над тем, какой громкий был "бум". И никакого наказания. Помните, маленький ребенок - это зеркало, и если вы хотите научить его любви, великодушию и сочувствию, показывайте ему любовь, великодушие и сочувствие. Видя агрессию, малыш повторит агрессию, видя наказание, будет сам стремиться наказать. Чтобы малыш был самостоятельным, терпеливым и ответственным, нужно учить его избегать травмирующих ситуаций и помогать ему справляться с ними, а не показывать, что он стал жертвой обстоятельств.

Будьте мудрыми родителями. Не забывайте о том, что на вашей совести не только беды и радости крохи, но и целая личность, которая из этого крохи вырастет, со всеми ее достоинствами и недостатками.

стереотипы, дети, культура, доктор Хаус

Previous post Next post
Up