Корейская война - конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей. Корейский полуостров стал территорией, где столкнулись интересы разных сторон. Своими прогнозами относительно возможного решения корейского вопроса с сайтом Diletant делились специалисты...
Константин Асмолов, старший научный сотрудник Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН:
Южная и Северная Корея могут объединиться, но такое развитие ситуации нежелательно для региона. В ближайшее время объединение возможно только путем вооруженного поглощения Севера Югом, что предполагает мощный военный конфликт. В настоящее время не просматривается признаков того, что в Северной Корее вскоре случится «цветная революция» или произойдет мирное объединение на каких-то компромиссных условиях. Что касается будущего объединенной страны в таком качестве - дивергенция между Севером и Югом очень велика, и молодежь Юга, например, уже не воспринимает северян как своих соотечественников. А разница экономического уровня в несколько раз превосходит даже ситуацию с Западной и Восточной Германией. Это, в частности, означает, что объединенную Корею ждет целый блок очень серьезных проблем от экономических до социально-политических. При этом значительная часть населения Южной Кореи тоже не очень хотела бы жертвовать нынешним уровнем благополучия. У населения Северной Кореи один комплекс проблем сменится на другой, потому что, к сожалению, отношение к беженцам из Северной Кореи на Юге очень напоминает отношение к людям второго сорта настолько, что южанину, который женат на беженке, стыдно об этом упоминать. Сейчас, даже относительно правые круги Южной Кореи говорят о том, что объединение - это мечта, но при этом отмечают, что объединение должно произойти не сейчас, а в будущем. «Раскачивать лодку» и добиваться немедленного объединения собираются только особо альтернативно одаренные палеоконсерваторы, частично составлявшие окружение прошлого президента Ли Мен Бака. Именно они сначала уверили себя, что Северная Корея вот-вот рухнет, а потом пытались на основании этого «раскачивать лодку». Мне очень хочется надеяться, что подобная практика уйдет в прошлое, как только новый президент Пак Кын Хе избавится от старого окружения.
Юрий Ванин, эксперт по Корее Института Востоковедения РАН:
Разъединение двух частей Кореи зашло слишком далеко, сейчас в их взаимоотношениях много нерешенных вопросов. Южная и Северная Корея не доверяют друг другу, а это обостряет напряженность на Корейском полуострове. К тому же на ситуацию влияет вмешательство внешних сил, которые мешают процессу объединения. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшем времени объединение невозможно. Я считаю, что основная часть населения Северной и Южной Кореи заинтересована в том, чтобы была восстановлена единая страна, которая существовала много столетий. Но, с другой стороны, выросли молодые поколения, для которых уже не так болезненна та национальная трагедия, которую пережил и переживает корейский народ, оказавшись разделенным на две не дружащие между собой части.
Что касается руководства Северной и Южной Кореи, есть официальные заявления, которые направлены в пользу восстановления единства Кореи. Но каждый претендует на то, чтобы объединение происходило по его сценарию. Причем если Северная Корея выдвигает более конструктивную позицию, предлагая объединяться на равноправной основе через создание конфедеративной республики, то Южная Корея планирует проводить объединение практически посредством поглощения Севера. Юг вдвое больше по населению, чем Север, и их желание проводить это посредством выборов означает, что выборы будут проведены по сценарию Юга. Допустить такого развития ситуации Север не может.
В то же время мировому сообществу, конечно, нужна единая Корея, которая перестанет быть источником опасных конфликтов. В таком случае не будет того напряженного состояния, чреватого войной и конфликтами, которое существуют сейчас на Корейском полуострове. К тому же нарастает авторитет Китайской Народной Республики, которая считает Корею сферой своих интересов. И России, конечно, отнюдь не безразлично, что происходит у ее границ на Корейском полуострове. Мировое сообщество заинтересовано в том, чтобы объединенная Корея стала нейтральной и перестала быть объектом политических игр великих держав.
Георгий Кунадзе, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:
Я не считаю возможным объединение Северной и Южной Кореи. Главная причина - полное взаимоисключение двух режимов этих государств. Северная Корея считает себя законным представителем всего корейского народа, Южная Корея тоже. Именно поэтому объединения быть не может. Другой вопрос, что объединение более чем вероятно в случае одномоментного коллапса Северной Кореи. Если северокорейский режим просто рассыплется на составляющие, тогда объединение Кореи возникнет как совершенно естественное явление. Однако маловероятно, что Южная Корея будет готова к такому объединению. Например, если мы посмотрим на то, как проходило воссоединение Германии, то поймем, что для того правительства, которое станет правительством единого государства, работы хватит на много лет. И потребуются огромные средства для того, чтобы это объединение наполнить содержанием. Я думаю, что южнокорейские власти не были бы рады такому объединению, при всей патриотической риторике, которой достаточно и с южной, и с северной стороны.
В свою очередь, международная политика, в отличие от политологии, отдает предпочтение предсказуемым, просчитываемым и наименее затратным вариантам. Для большинства игроков на Дальнем Востоке нынешнее положение, как ни парадоксально это звучит, выглядит оптимальным. На мой взгляд, в возникновении единого государства на Корейском полуострове меньше всего заинтересован Китай и Соединенные Штаты. Другой вопрос, что объединение в результате коллапса северокорейского режима может случиться в любой момент. Может быть, завтра, а, может быть, лет десять-двадцать-тридцать. Что касается России, то наша страна не имеет никаких рычагов влияния на ситуацию, поскольку российские позиции здесь весьма слабы. Но при возникновении единого корейского государства возникает принципиально новая ситуация. И государство, которое не имеет возможности сейчас на нее влиять, может быть в какой-то мере заинтересованно в объединении, поскольку новая ситуация дает новые возможности.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике":
Объединение двух Корей в обозримой перспективе невозможно. Нет никаких оснований полагать, что политические отношения между двумя странами изменятся, и будет взят курс на объединение. Режим Северной Кореи жестко настроен на выживание и изоляцию. Официальной целью властей Южной Кореи, естественно, является объединение. Но на самом деле, это настолько дорогостоящее и тяжелое дело, что даже такая развитая экономика, как южнокорейская, вряд ли сможет выдержать объединение. Именно поэтому точно никакой спешки с объединением нет. Сценарий объединения может быть вынужденным, это возможно лишь при определенных условиях. Например, если северокорейский режим начнет рассыпаться из-за внутренних проблем или из-за изменения внешней ситуации в регионе и эскалации напряженности. В этих случаях объединение возможно, хотя, наверное, силовым способом. Но это будет близко к катастрофе для всех, потому что неуправляемый демонтаж северокорейской системы породит огромное количество просто обездоленных людей, которым надо как-то устраиваться. Все это чревато совершенно непредсказуемыми последствиями, потому что северокорейский режим, загнанный в угол, способен на многое. А самое главное: объединение двух Корей - это крайне тяжелый процесс, даже если он пройдет относительно без эксцессов. Хотя это один народ с одной исторической культурой, но за последние 70 лет они развивались настолько по-разному, что никакого естественного слияния, не получится, напротив, потребуются очень серьезные меры.
Источник