Налимов Василий Александрович (1926-1992 гг.). Мой дедушка.

May 10, 2019 20:01



Фотография февраля 1974 г.

Мой дедушка по материнской линии Василий Александрович Налимов родился 22 декабря 1926 г. в деревне Давпон Выльгортского сельсовета Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян), ныне это микрорайон Давпон города Сыктывкара Республики Коми. Родители - Александр Семёнович и Анна Алексеевна были крестьянами, но хотя и всю жизнь занимались сельхозтрудом на придомовом участке, в колхоз так и не вступили ни в 1929 году, ни позднее. Глава семейства был печным мастером, летом у него хватало заказов, а зимой устраивался на предприятия рабочим или сторожем (лесозавод, хлебозавод). Василий был старшим сыном и с детства помогал по хозяйству, а с возрастом освоил печное дело, чтобы помогать отцу зарабатывать деньги на содержание большой семьи.

Семья Налимовых в 1937 году, дедушка в центре:




Родовой дом в Давпоне:




Начальная школа в Давпоне, где учился дедушка перед тем, как перейти в сыктывкарскую среднюю школу № 12, современный вид:




Вася Налимов в школе, 1937 год (на фото - первый слева в верхнем ряду):



Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, дедушке было всего 15 лет, он просился на фронт добровольцем, но его тогда не взяли из-за малого возраста. Однако уже в 1943 году, когда Василию Налимову было 16 лет и 10 месяцев, он был призван на военную службу. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны действовал закон «О всеобщей воинской обязанности» от 1.09. 1939 г. (с изменениями и дополнениями), устанавливавший возраст призыва на военную службу граждан 19 (18 - для окончивших среднюю школу) лет. Работавший в годы войны чрезвычайный орган - ГКО СССР, планируя боевые и военно-мобилизационные мероприятия, мог издавать соответствующие акты, изменявшие положения закона. При этом новобранцы, которые все были более молодого, чем положено по закону, возраста, направлялись в учебные подразделения вместо подготовленных красноармейцев и сержантов, которые отправлялись на фронт. В 1941-1942 гг. РККА понесла существенные потери на фронте, большие территории СССР были заняты противником, что вместе значительно сократило мобилизационные ресурсы СССР и привело к увеличению в 1942 г. возраста пребывания в запасе с 50 до 55 лет - призыву подлежали мужчины даже 1887 г.р., строгому переосвидетельствованию всех больных и раненых мужчин призывного возраста, ускоренному призыву на службу младших возрастов. Новое пополнение перед отправкой в Действующую армию проходило несколько месяцев подготовку, причем по закону служба засчитывалась ему, начиная с 1 января следующего после призыва года.


  



    



Вот полный текст того Постановления ГКО СССР:

"Сов. секретно
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОКО № 4322сс
от 13 октября 1943 г. Москва, Кремль

О призыве на военную службу призывников рождения 1926 г.

Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать НКО (т. Смородинова) призвать до 15 ноября 1943 г. на военную службу всех граждан мужского пола, родившихся в 1926 г. (включая и находящихся на территории, освобожденной от противника) независимо от места работы и занимаемых должностей, за исключением рабочих предприятий НК Боеприпасов, НК Вооружения, НК Минометного вооружения, НК Авиационной промышленности, НК Танковой промышленности, НК Угольной промышленности, НК Нефтяной промышленности, НК Черной металлургии, НК Цветной металлургии, НК Электростанций, НК Электропромышленности, НК Тяжелого машиностроения, НК Станкостроения, НК Путей сообщения, НК Морского флота, НК Речного флота и Главсевморпути, имеющих квалификацию 3 разряда и выше.
Призыву не подлежат призывники местных национальностей: Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской, Грузинской, Армянской и Азербайджанской Советских Социалистических республик, Дагестанской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской автономных Советских Социалистических республик и Адыгейской, Карачаевской и Черкесской автономных областей.
2. Обязать Комвойсками Дальневосточного фронта (т. Пуркаева) в течение двух месяцев (ноябрь, декабрь 1943 г.) выделить 100.000 чел. обученного рядового и сержантского состава, годного к строевой службе, и передать на пополнение частей действующей армии по указанию начальника Главупраформа Красной Армии.
3. Обязать Комвойсками Забайкальского фронта (т. Ковалева) в течение двух месяцев (ноябрь, декабрь 1943 г.) выделить 35.000 чел. обученного рядового и сержантского состава, годного к строевой службе, и передать на пополнение частей действующей армии по указанию начальника Главупраформа Красной Армии.
4. Обязать Комвойсками Закавказского фронта в течение двух месяцев (ноябрь, декабрь 1943 г.) выделить 30.000 чел. обученного рядового и сержантского состава, годного к строевой службе, и передать на пополнение частей действующей армии по указанию начальника Главупраформа Красной Армии.
5. Обязать Командующего Артиллерией Красной Армии (т. Воронова) в течение двух месяцев (декабрь 1943 г. и январь 1944 г.) выделить из частей Западного и Восточного фронтов ПВО и Московской особой армии ПВО - 30.000 чел. обученного рядового и сержантского состава, годного к строевой службе, и передать на пополнение частей действующей армии по указанию начальника Главупраформа Красной Армии.
6. Обязать начальника Главупраформа т. Смородинова:
а) взамен высвобождаемого рядового и сержантского состава (пункты 2, 3, 4 и 5) передать до 15 декабря 1943 г.: в войска Дальневосточного фронта - 100.000 человек, в войска Забайкальского фронта - 35.000 человек, в войска Закавказского фронта - 30.000 человек, в войска ПВО - 30.000 человек, а всего - 195.000 призывников 1926 года рождения;
б) остальных призывников 1926 года рождения сосредоточить в запасных, учебных частях и спецшколах, установив для них шестимесячный срок обучения, запретив кому бы то ни было досрочное использование их на укомплектование частей действующей армии.
7. Обязать НКПС (т. Кагановича) и начальника Тыла Красной Армии (т. Хрулева) перевезти указанные в настоящем постановлении контингенты в пункты и сроки по заявке начальника Главупраформа Красной Армии тов. Смородинова.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН".

Таким образом, в октябре 1943 года началась военная служба красноармейца Налимова. После обучения он был направлен в 817-й стрелковый полк 239-й стрелковой дивизии Третьего Прибалтийского фронта, в составе которых принял участие в боях в районе города Пскова в мае-июне 1944 года. Уже 26 июня дедушкина рота попала под минометный обстрел, он получил тяжелое ранение - была иссечена осколками правая нога, выбит левый глаз. Так для красноармейца Налимова закончилась его война и началось долгое лечение в госпиталях, после которого он в августе 1944 г. как инвалид 2-й группы был признан негодным к военной службе и демобилизован из армии. О войне дедушка рассказывать не любил, на парады не ходил принципиально, хотя День Победы 9 мая всегда отмечал.  Из тех крайне скупых рассказов о войне я запомнил историю о том, как дедушка повстречал на фронте перед боем двоюродного брата, ушедшего в армию ещё на финскую войну, и тот, вместо того, чтобы ободрить родственника, попросту предложил дедушке поменяться формой, сказав, что "будет страшный бой, тебя все-равно убьют, а мне ещё пригодится". А на дедушке тогда, как и на всех новобранцах, как раз было новое обмундирование и американские ботинки... Оба вернулись с войны, но дедушка с этим родственником больше не общался.






После возвращения в октябре 1944 года домой дедушка поправлял здоровье, работал печником, закончил среднее образование, поступив в 9 класс школы (окончил 12-ю). После выпуска из школы он очень хотел стать врачом, отучился год в мединституте в Архангельске, но когда из дома не успели вовремя прислать деньги (высшее образование было платным) пришлось забрать документы.
В Сыктывкаре В.А. Налимов в 1947-1951 гг. прошел обучение в Коми пединституте, получив специальность преподавателя истории. С того времени в нашей семье сохранилось несколько прекрасных хрестоматий и книг по истории, которые очень пригодились во время уже моей учебы на истфаке 50 лет спустя. Кстати, дедушку отправляли на дальнейшую учебу в аспирантуру в Москву, но он отказался.















В октябре 1951 г. молодой выпускник историко-филологического факультети КГПИ В.А. Налимов был по распределению направлен учителем истории в Межогскую семилетнюю школу в село Межог Усть-Вымского района Коми АССР. Там он познакомился, а потом и подружился с молодой учительницей биологии уроженкой села Межог Анной Ивановной Мининой - моей будущей бабушкой.

В августе 1953 г. дедушка был назначен директором семилетней школы в соседнем посёлке - Казлуке. Именно там произошли самые счастливые события в его жизни - в 1954 г. он женился, затем родились дети - дочь Татьяна и сын Александр. В школе ученики любили своего учителя, им нравились его интересные рассказы на уроках.




В Казлуке же могло произойти и печальное событие. По семейной легенде, метивший на должность директора школы учитель труда написал донос на своего нового начальника, указав, что тот неуважительно снял портрет Сталина и поставил к стене вниз головой. Портрет-то действительно пришлось снять, в школе проходил ремонт... Но с марта 1953 года времена уже изменились, да и заведующий РОНО, к которому попал этот донос, сам был фронтовиком и не дал ход бумаге, рассказав о ней дедушке.

В августе 1962 года казлукская школа была реорганизована в начальную, и места учителям-"предметникам" в ней уже не было, пришлось дедушке с бабушкой искать новую работу. Лучшим вариантом стал переезд в Сыктывкар, тем более, что у дедушки там были родители.

В.А. Налимов с семьей, родителями и родственниками в Сыктывкаре:




В столице Коми АССР, между тем, не все у них было гладко. Удалось купить недостроенный частный дом в местечке Дальний рядом с Давпоном. Дедушка его постепенно довел до ума и сделал веранду. А вот с работой первоначально получилось не все - если бабушка сразу устроилась в Сыктывкарское медучилище, в котором и проработала преподавателем до выхода на пенсию, то дедушка два года не мог найти работу по специальности. Спасала его небольшая пенсия по инвалидности. Лишь в октябре 1964 года В.А. Налимов смог устроиться в Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум в Выльгорте, да и то лишь по совместительству и не на полную ставку - преподавателем экономической географии и проработал там два года. Наконец, в 1966 г. он нашел и работу по специальности и занятие по душе, став сотрудником Центрального государственного архива Коми АССР (сейчас - НАРК). В архиве дедушка сдружился с несколькими коллегами, много и увлеченно работал. Например, нашел документы о Екатерининском канале. Вообще, когда я в 2000-е годы собирал в НАРК материалы для диссертации, часто встречал добротные описи фондов, исторические справки к описям, подготовленные "архивистом В.А. Налимовым", и это было очень трогательно и приятно!

В.А. Налимов за работой в архиве:










В 1984 году в Афганистане погиб сын Александр - старший лейтенант, командир разведвзвода, что стало большим горем для всей семьи и особенно для родителей. На фото - могила А.В. Налимова на Сыктывкарском городском кладбище в 1986 году, крайние слева - я и бабушка, крайний справа - дедушка:


Осенью 1989 года дедушка ушел на покой, уволившись из архива. На фото - торжественное собрание в ЦГА Коми АССР, посвященное Дню Победы, в мае 1988 года:




В 1992 году Василий Александрович Налимов заболел раком лёгких и умер в больнице 29 декабря. Мне тогда было всего 11 лет, и я так и не успел ни о чем расспросить своего дедушку...

дедушка, семейная история, Налимов В.А., история семьи

Previous post Next post
Up