На фото 2007 г. здание школы. Сгорело.
Моя бабушка по материнской линии -
Анна Ивановна Налимова была родом из села Межог (ныне - Межег) Усть-Вымского района Республики Коми. Впервые Межог упомянут в документах как деревня в 1586 году. Интересно, что погост Усть-Сысола (ныне - город Сыктывкар, столица Республики Коми), так же впервые был записан в том же 1586 году, причем дворов в них обоих насчитывалось почти одинаковое число. Впоследствии каждый населенный пункт ждала своя судьба. Межог пусть и не так быстро, как его одногодок, постепенно разрастался, что особенно стало заметно в последней четверти XIX в. (440 жителей), деревня протянулась вдоль дороги на три версты. Население было смешанным, по Межогу проходила этническая граница расселения русских и коми на Выми. К революции 1917 г. в деревне насчитывалось уже 806 человек, имелись свой храм, церковно-приходская школа и земское начальное училище. После революции Межог получил статус села, стал центром сельсовета, вместо церкви появился клуб, имелись школа, детский сад, сельскохозяйственное производство (сначала колхоз, затем совхоз) с его фермами и прочим, почта, а так же со временем появились столовая и 4 хороших магазина. Численость населения, правда, в последней трети ХХ в. начала снижаться (особенно большие потери - прямые и отложенные - нанесли Великая Отечественная война (122 погибших), общие для всей страны проблемы в развитии сельских поселений в послевоенные годы и урбанизация): если в 1970 г. насчитывалось 614 местных жителей, то в 1989 г. их было уже 319, а в 2010 г. в селе проживало всего лишь 164 человека.
Фото 2007 года, снято примерно с одной точки:
- вид в сторону переезда, до него километра 3
- и вид в противоположную сторону:
В настоящее время Межог является административным центром сельского поселения "Межег", в который включены поселки Заручейный и Казлук (в последнем, самом большем из трех по населению, по сути, и размещается вся инфраструктура). Сейчас собственно в селе нет каких-либо производств, многие дома либо разрушены, либо пустуют или же оживают только в летний сезон, часть домов выкуплены жителями близлежащих поселков под дачи. Тем не менее, в селе есть немало ухоженных, отремонтированных зданий. Есть и обшитые новомодным сайдингом, многие хозяева делают заборы из профлиста или из штакетника взамен прежних традиционных из жердей. Вид села постепенно начал меняться, из традиционного он, пусть и медленно, но начал приближаться к усредненно-дачному, хотя до полного превращения ещё очень далеко.
Фото 2005-2007 гг., на первом фото видны типичные для Коми края начала ХХ в. сельский деревянный дом и забор из жердей, на втором и третьем - ещё видны совхозные постройки, на четвёртом - уходящая натура, таких домов в 2000х- годах стало много, старики умирают, молодёжь уезжает в город:
Один и тот же дом в 2007 и 2018 гг., окультуренная территория сжимается:
В принципе, история Межога вполне типична для сельских поселений не только Республики Коми, но и России. Однако, мне он близок, и я хочу немного о нём рассказать. В Межоге, Айкино и Жешарте живут мои родственники, а с Межогом связаны мои детские воспоминания о Путешествии. У каждого из нас в детстве было именно то Путешествие, которое запомнилось навсегда. Интересно, что поездки на большее расстояние - к родственникам в Тульскую область (а это до Москвы поездом или самолётом, потом до Новомосковска поездом или автобусом, затем в деревню автобусом или такси) я тоже хорошо помню, но тем самым Путешествием по особенности впечатлений стали именно поездки в Межог, который находится не так уж и далеко от Сыктывкара.
Фото 2018 г.:
Итак, с середины 1980-х и в начале 1990-х годов все наши поездки (как правило, ездил я с мамой или с бабушкой) в Межог происходили летом и на поезде, дорога занимала примерно полдня.
Ездили в обычных плацкартных вагонах, которые без дополнительных усилий для железнодорожников превращались в общие - помните двойной набор номеров над нижними полками - на два и три места? Уплотнение вагона (как любят говорить железнодорожники, "населенность вагонов"), получалось знатным. На боковушках тоже было по три сидячих места. И, что характерно, все места были заняты, и так почти до самого Межога. Места пассажиры должны были выбирать сами, главное, успеть купить на вокзале и предъявить проводнику у входа в вагон билет - небольшую продолговатую картонку коричневого цвета. Бывало, при посадке люди буквально штурмовали вагоны, ведь, если не успеешь - сидеть тебе на неудобной боковушке несколько часов кряду. Иногда случалось и так, что пассажиров было явно больше, чем посадочных мест, на сиденья набивалось по 4 человека, а некоторые и вовсе ехали, стоя в проходе. Пригородный поезд "Сыктывкар-Урдома" (какое загадочное название - Урдома, не правда ли?) шел медленно и делал остановки на всех многочисленных станциях, постах и разъездах. Если место в вагоне попадалось удачное - у столика, можно было смотреть в окно. Тогда это было интересней, чем сейчас. Дело не только в том, что всё происходило в детстве - в те годы еще работали многочисленные деревообрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, на станциях и в деревнях кипела жизнь, было много людей и жилых домов. Имелось еще одно обстоятельство, добавлявшее зрелищности, - то, что оставалось ещё от недавно к тому времени упраздненной в Министерстве путей сообщения СССР профессии обходчика железнодорожного пути - путь был ухожен, трава аккуратно скошена, запасные шпалы и временные знаки геометрически выверенно разложены и расставлены по строго определенным местам, везде были нарядные и при этом единообразные сарайчики и домики обходчиков (пусть уже и заколоченные), имевшие на стенах и фронтонах лозунги из досок, крашенных белой краской, навроде "Слава КПСС", "Миру-мир!" и так далее. В дороге можно было пить чай из стаканов в тяжелых подстаканниках с символикой МПС - крылатым колесом, к чаю прилагался кусковой сахар в фирменной же ведомственной упаковке - такой сиреневой, продолговатой, на два кусочка, с изображением на лицевой стороне мчащегося поезда (помню, с новинкой тех лет - электропоездом Эр-200). В то время ещё не было разнообразия упаковок, интересных картинок и прочих занимательных для детей вещиц, что существенно повышало ценность в-общем то утилитарной обёртки, её хотелось сохранить и привезти домой. По прибытии до места, выходили мы не на станции Межог, а ближе к селу - на железнодорожном переезде с тем же названием у моста через Вычегду. Выйти надо было буквально за пару минут, ровно столько длилась стоянка. Помню, что надо было обязательно заранее предупреждать проводника, чтобы тот сообщил по команде, что на переезде будут выходить пассажиры. Естественно, на переезде никакой платформы не имелось, приходилось прыгать на землю с приличной высоты.
Переезд через ж.-д. пути в 2007 г.: слева - мост, справа - разъезд и место остановки пассажирских поездов. Кстати, у моста еще были сохранены оборудованные окопы и колючая проволока.
Вид из окна поезда, январь 2016 г.:
Вид от моста, 2018 г.:
А там, на земле, начинался особый мир, весьма отличный от городского. Понимание этой инаковости начиналось буквально с первых минут - близость одновременно реки и леса приводила стаи комаров и мошки, количество которых буквально шокировало. Далее на дня четыре, максимум неделю, начиналась никуда неторопящаяся сельская жизнь, в настоящем деревенском доме из двух изб - зимней и летней, сенями, большой хозяйственной частью-поветью (поход ночью в туалет на повети - то ещё приключение детства, однако) и таинственным чердаком, прерывавшаяся прогулками по деревне, походами в гости к родственникам и в лес.
А ещё в доме была настоящая русская печка, в ней баба Тоня (бабушкина младшая сестра Антонина Ивановна Минина) пекла вкуснейшие пироги. Наша бабушка тоже умела печь вкусные пироги, но хлеб из русской печи, свежий, еще теплый, да с растопленным в печи же сливочным маслом - берешь колобок или кусок пирога с черникой и макаешь в миску с теплым жидким маслом - это очень необычно и очень вкусно. Еще были традиционные коми блюда - латки (картошка или каша с молоком, запеченные на сковородке в печи.
Почтовое отделение, в нём работали многие наши родственницы. Фото 2007 г.
Лес составлял важную часть Путешествия, в него ходили каждый день. Начинался он близко от дома, надо было только выйти за забор, пересечь канаву и совхозное поле. Бабушка, например, отправлялась туда почти сразу же после приезда, для неё это была встреча с Детством. Ну и ягоды тоже были нужны, конечно. Собирали и ели на месте чернику, голубику и бруснику. Ягоды, запах багульника и звон в ушах от комаров и мошки - мои самые самые главные впечатления. Кстати, чернику потом частью сушили на русской печке, рассыпая на лежанке, частью оставляли свежей, так что обратно в город ехали, соответственно, с мешочками и корзинкой.
Фото 2005-2007 гг.:
Старая дорога на станцию через лес:
Начало пути домой было еще более волнительным (и тут дело не в ожидании скорого избавления от летающих кровососов и обретения городских бытовых удобств) - поезд проходил через переезд рано-рано утром, часов в 5-6. Вставать надо было затемно, нас подвозили с одного конца села до другого родственники на машине или на мотоцикле с коляской. Впечатления от скоростной езды на мотоцикле по спящему селу были особенно сильными. Приезжали, конечно же заранее, поезд ещё надо было минут так 10-15 подождать, и тут-то как раз было самое интересное. Представьте себе сумерки, в которых светят редкие фонари, железнодорожные пути, переезд через них, в небольшом отдалении от него - мост через Вычегду. И ту особенную сельскую тишину. Поскольку время утреннее, то частыми были туманы. Ты стоишь, отбиваешься от комаров и ждёшь поезд. И вот далеко, за рекой, начинают орать "галчата" - срабатывает сигнализация о приближающемся поезде, затем включается сигнализация и на нашем переезде. Первое время ничего не происходит, но вскоре начинается нарастающий гул, а потом в отдалении, под аркой моста, загораются фары локомотива, и через некоторое время из тумана выезжает весь поезд. Он проходит мимо тебя, мощно гудя машиной, за ним лентой тянутся вагоны. Впечатляющее зрелище для ребёнка!
Фото 2018 г.:
Далее начинался аттракцион - надо было успеть за всего две минуты стоянки забраться в вагон с необорудованной площадки, лезть приходилось высоковато. Как правило, дальнейшая дорога обходилась без приключений и, по неизменному правилу, всегда была быстрее пути "туда", так что особых впечатлений от неё уже не оставалось. Впрочем, однажды не то поезд сломался, не то он и вовсе до Микуни был, пришлось проторчать там несколько часов в зале ожидания, а когда подали состав, толпа пассажиров чуть не снесла меня в щель между платформой и вагоном, под колеса. Хорошо, кто-то вовремя заметил и помог попасть в вагонный тамбур.
В середине 1990-х годов появилось уже более скоростное и дешевое автобусное сообщение с Межогом (автобус Сыктывкар-Яренск), здесь интересными были только первые поездки, в силу новизны ландшафта. Да и то сказать, детство-то постепенно заканчивалось. Эти автобусы были очень удобным транспортом, до тех пор, пока в последние годы они не исчезли, и дорога из Сыктывкара до Межога и обратно превратилась
в труднорешаемый квест.
Почти бесполезная сейчас остановка, фото 2007 года:
Вообще же, за последние тридцать лет село сильно изменилось, наиболее символично это заметно по дороге к колодцу с вкуснейшей родниковой водой ("елина вода", "ель ва"). Вот для сравнения снимки из 2005, 2007 и 2018 годов.
Год 2005-й: на первых двух снимках видны пойма Вычегды, сама река в отдалении, слева на первом фото - тот колодец с еленой водой. Обратите внимание на баньку, заборы и столбы для стогов с сеном. Забор слева на первом фото и забор на третьем фото - это все, что осталось от большого добротного дома на холме. Дом сгорел, но я его ещё помню.
Год 2007-й: видно, что крайние огороды с постройками уже полузаброшены, заборы повалились, траву никто не косит:
Взгляд на холм - заметно, что ближние к селу огороды еще находятся в нормальном состоянии, даже видный справа на первом снимке забор сгоревшего дома ещё держится. Обратите внимание на баньку или сарайчик у мостков:
И 2018-й год: цивилизация постепенно отступает, откатывается с холма, природа забирает своё назад:
И только колодец с вкуснейшей водой по-прежнему ухожен, и это показывает, что жизнь в селе Межог продолжается.