Ту-114 в Монино: экскурсия по гиганту ушедшей эпохи

Jun 16, 2015 23:44






В 2015 г. я, наконец, смог сделать то, о чём давно мечтал и посетил Центральный музей Военно-воздушных сил России, расположенный в подмосковном городе Монино. Поездка была специально приурочена к 12 июня, когда музей проводил День открытых дверей. Таких дней в году всего три - 9 мая (День Победы), 12 июня (День России) и 12 августа (День ВВС России), и только тогда предоставляется возможность заглянуть во внутрь некоторых самолётов. Возможность эта появилась в 2010-е годы благодаря волонтёрам музея - влюбленным в историю авиации энтузиастам, которые в меру своих сил ремонтируют самолёты и восстанавливают их внутренние интерьеры, причём делают свою работу за счёт своих средств и пожертвований. В 2016 г. я снова побывал в Монино, так что фотографий в обзоре стало немного больше, в том числе добавилась заглавная картинка с героем повествования в ненастную погоду.




В июне 2015 г. была возможность посетить пассажирские самолёты Ту-114, Ту-144, Як-40, стратегический бомбардировщик Ту-95МС и вертолёт В(Ми)-12. Поскольку я был в музее в первый раз, приехал туда с экскурсией, и надо было осмотреть всё, то для более детального знакомства выбрал турбовинтовой гигант Ту-114, который до появления Боинг-747 был самым большим пассажирским самолётом в мире. Как историку, мне важно не только знать, но и чувствовать ту или иную эпоху, а что может быть лучше, чем увидеть собственными глазами или потрогать руками, почувствовать дух ушедшего времени и сохранить его в своей памяти? Так что в этом плане (ну, за исключением "не трогать руками"ТМ) музеи - это наше всё.



Пассажирский авиалайнер Ту-114 был разработан в КБ А.Н. Туполева в 1955-1957 гг. на основе стратегического бомбардировщика Ту-95, один из которых так же есть на открытой площадке музея:





Всего было построено 32 Ту-114 в вариантах на 170 и 200 пассажиров, которые эксплуатировались в 1960-1970-е годы на внутрисоюзных и международных линиях большой протяженности. Специально для полётов на Кубу была разработана сверхдальняя версия Ту-114 Д. Находящийся в Центральном музее ВВС ТУ-114 СССР-Л5611 "Россия" был первой опытной машиной данного типа, именно на нём руководитель Советского государства Н.С. Хрущев летал в 1959 г. с официальным визитом в Вашингтон. Самолёт тогда, надо сказать, произвёл фурор: огромный, настолько, что не нашлось трапа подходящей длины, и очень быстрый. Несмотря на считавшиеся архаичными винтовые движители, самолёт развивал крейсерскую скорость 750 км/ч, секрет заключался в турбовинтовых двигателях и стреловидном крыле. Впоследствии этот самолёт эксплуатировался в ЛИИ имени Громова, прекратил полёты в 1968 г. и затем был передан в музей ВВС в Монино. Скорое завершение карьеры сохранило салон самолёта в первозданном виде. Конечно, интерьер сильно пострадал от вандалов и времени, в самолёте чувствуется сырость, но волонтёры стараются привести внутренний вид в соответствие с историческими реалиями.



Итак, начнём нашу небольшую экскурсию.

Стойки шасси самолёта, действительно, непривычно высоки, а музейный трап ощутимо раскачивается:







У двери можно видеть места для стюардесс. Как и сейчас, они не отличаются особым комфортом, но, похоже, здесь условия были ещё более спартанские:



Посмотрим на кабину экипажа (все небольшие фотографии кликабельны):





И, как положенно пассажиру, пройдем в салон. Самолёт был двухпалубным, на первой размещались багажное отделение и кухня, места отдыха экипажа, на второй - кабина и четыре пассажирских салона.

В первом салоне (общий вид представлен на фото вверху, снято с кормы самолёта) стояли стандартные сидения 3+3, но оформление салона отличалось изысканностью и даже шиком. Некоторые сидения оборудовались почти стационарными люльками для детей. Обратите так же внимание на непривычные современному пассажиру багажные полки и их золотистую окраску:











Интересная деталь: в спинках кресел не было столиков, зато там можно было найти лампу индивидуального освещения. Таким образом, все "стулья" в самолёте были электрическими)):




Далее за несъемной перегородкой размещался салон первого класса со стационарными столиками между блоками кресел, причем пассажиры сидели лицом друг к другу:





Спинки кресел, естественно, не регулировались.







Кнопка вызова стюардессы выглядела так:





Я в роли пассажира:


Самое интересное, что салон первого класса был более шумный, чем передний и задний салоны, а связано это было с тем, что размещался он рядом с двигателями, издававшими мощный низкочастотный шум. Впрочем, после поршневых самолётов он не был таким страшным и утомительным. Однако, во время дальних перелётов, например, на Кубу, салон первого класса использовался под ресторан. Кстати, до 1970-х годов в экипаж Ту-114 входил повар. Кухня располагалась на нижней палубе, еда подавалась на рабочее место проводников на специальном лифте.

Рабочие места бортпроводников по правую и левую сторону от коридора:





Стаканы в шкафчике для посуды (размещался слева над столиком):



За рабочей зоной бортпроводников находился коридор с - вы не поверите - купе, в которых имелись по три спальных места. Очень комфортно, а для советского лайнера по тем временам и вовсе необычно:



На международных рейсах именно купе считались салоном первого класса.
Самое интересное, что хотя стоимость билетов в Ту-114 и отличалась в зависимости от салона, но не очень сильно, такой разницы в оплате, как например, существует сейчас между бизнс-классом и эконом-классом не было, и каждый советский пассажир мог при удачном стечении обстоятельств и расторопности обеспечить себе спальное место в самолёте.






Правда, продолжалось такое счастье недолго: на линейных самолётах купе и салон первого класса были вскоре демонтированы и заменены на стандартные кресла, такие же, как изначально устанавливались в первом и четвёртом салонах.

Собственно, сам четвёртый салон в хвостовой части:





В хвостовой части самолёта размещались гардероб и устройство для подачи питьевой воды, а так же две туалетные комнаты.



Особенностью самолёта было разделение туалетов на мужской и женский, причем последний был просторнее и оборудован туалетными и пеленальными столиками.
"М" (по левому борту):


и "Ж" (по правому борту):





Сама экскурсия длится минут 10-15, группы до 25 человек идут конвейером,  желающих подняться на борт много, ожидание в очереди может составить до получаса, но оно того стоит, впечатления бесценны. Экскурсию проводят волонтёры музея, за что им большое спасибо.

Кстати, оценить размеры Ту-114 можно по стоящему за ним пассажирскому Ил-12, использовавшемуся на местных авиалиниях. Очень наглядно, надо сказать. Фотографии самолётов типа Ту-114 в период его активной лётной жизни можно увидеть здесь.




spotting, tu-114, Монино, Музей ВВС, Ту-114, monino, путешествия, ФёдорИвановспоттинг, air forces museum, авиация, История России, aviation, споттинг

Previous post Next post
Up