Рейдеры и аферисты - это бич современной России. Если раньше они грызли себе подобных и их жертвами, как правило, становились предприниматели с криминальным прошлым, то теперь они вообще ни перед кем не останавливаются и не брезгают никакими методами, вплоть до черного пиара. По телевизору показывают чиновников, политиков и народных артистов, попавших под удары их атак.
Правонарушители представляются правоохранителями, и непонятно, как их отличать от добропорядочных служителей закона. Бороться с теми, кто имеет иммунитет правоохранителя, а в свободное от работы время или будучи на пенсии, занимается банкротством людей, никаких зубов не хватит. Особенно если ты простой человек без связей в так называемых силовых структурах.
В апреле этого года я оказался жертвой одной из банд, занимающихся сбором конфиденциальных данных о гражданах. Очевидно, что эти люди не тратят свое время бескорыстно и не собирают информацию о человеке для того, чтобы сделать его жизнь лучше. Очевидно и то, что деятельность этих людей покрывают на недосягаемом для простого обывателя уровне, поэтому они ощущают и ведут себя как хозяева страны, которых невозможно напугать. К каждому человеку, независимо от его социального статуса, убеждений, взглядов и вклада в развитие страны, «рейдеры» находят подход, необходимый для решения стоящих перед ними задач. Я человек, изначально расположенный к открытости и доверительному отношению к людям, но разумеется, я живу в рамках приличий, не допускающих обсуждения своей частной жизни посторонними для меня лицами. Как и любого адекватного человека, к разным людям у меня разная степень доверия. Независимо от того, в какой круг доверия входит человек, будь то коллега по работе, сосед или родственник, если он злоупотребляет моим, лично к нему хорошим отношением и разглашает посторонним лицам чувствительные для меня сведенья о моей частной жизни, то мое доверие к этому человеку иссякает. Те, кто методом обмана, психологического давления или используя служебное положение получают сведения, относящиеся к тайне частной жизни, находящейся под защитой Конституции, безусловно являются преступниками и отбросами, не заслуживающими уважения, какое бы звание, чин или должность они бы ни имели. В сообществе предпринимателей таких людей ласково называют "решалами". Эти так называемые решалы специализируются не только на решении проблем, но и на их создании. Они страдают, если не могут найти проблем, за которые можно было бы зацепиться, они, как навозные мухи, страдают без грязи, если не могут ее найти. Опасность «решал» в том, что они создают условия для возникновения проблем, при которых обычные люди вынуждены считаться с их мнением. Толерантно проигнорировать факт их существования очень сложно. Вляпаешься раз в такого паразита и жизнь потом вверх дном. Паразиты отчаянно борются за свое, как им кажется, справедливое право мутить воду, создавая тем самым себе кормовую базу. Основной их инструмент - это информация о людях, об их образе жизни, привычках и потребностях. Разумеется, решалы маскируют свою деятельность по сбору чувствительных для людей данных, под благие намерения. Паразиты намерено путают понятия проверки имеющихся сведений с нелегальным сбором и созданием компрометирующего материала.
Больше всего в современном мире меня пугает объем сбора персональных данных коммерческими компаниями. Они делают это под разными предлогами, будь то устройство на работу или оформление кредита. Хотя по большому счету, все, что им нужно знать о гражданине - это его ФИО, ИНН, район проживания (без точного адреса) и факт его причастности к уголовно наказуемым преступлениям. При отказе предоставить те или иные сведения, в отношении гражданина применяется дискриминационная политика. При этом коммерческие структуры фактически не несут ответственность за слитые базы данных, которые они формируют и которые по их вине становятся доступны злоумышленникам, использующим в том числе и Телеграмм боты. Доказать, что данные слила конкретная организация, очень сложно. Даже правительство Москвы при приеме на работу граждан отправляет их анкеты сомнительным лицам, оказывающим услуги по прохождению полиграфа и требующим предоставить лично им согласие на обработку персональных данных, несмотря на то, что такое согласие уже было предоставлено правительству Москвы. Фактически гражданин вынужден согласится с любыми требованиями полиграфолога. До начала самой процедуры полиграфолог задает вопросы способные раскрыть к примеру банковскую или нотариальную тайну, но не касающиеся оценки добропорядочности проверяемого лица и его возможной причастности к незаконной деятельности. Формально можно отказаться от прохождения проверки на полиграфе или от дачи ответов на вопросы вне рамок самой процедуры проверки, но тогда твою кандидатуру не будут рассматривать.
Часто преступники звонят гражданам под видом сотрудников правоохранительных органов, чтобы вывести человека на разговор, определить его психотип, а потом, применяя НЛП технологии, вынудить человека действовать по их указке. Особенно поражает наглость преступников, собирающих сведения, способные нанести финансовый или моральный вред человеку, которые еще и возмущаются тем, что люди добровольно не рассказывают им о том, как удобнее себя ограбить, обижаются и пакостят людям, как только могут. Буквально спрашивают: Ну почему бы тебе не расслабиться и не получить удовольствие от того, что кто-то захотел тебя "поиметь", хлопот бы поубавил и себе, и нам.
Недавно у меня в наглую изъяли телефон. Люди, представившиеся правоохранителями, не имея для этого весомого повода, принудили разблокировать телефон под предлогом переписать ИМЕЙ с экрана, а потом на моих глазах зашли в настройки, отключили блокировку экрана и начали своими лапками в нем лазить. Предотвратить преступные в отношении меня действия я никак не мог. Отпустили меня, не выдав на руки ни одного документа, с которым я мог бы пойти в суд и опротестовать факт изъятия у меня телефона. Постановление о задержании показали только на пару секунд перед самим задержанием. Я написал об этом инциденте во всевозможные инстанции, но ничего не помогло. Наказания никто не понес, только навлек дополнительных проблем себе на голову. Телефон мне вернули спустя 2 месяца и так и не дав на руки ни одной бумажки, в которой было бы написано, кто и на каком основании меня задерживал, обыскивал и изымал у меня телефон, в котором помимо личной переписки и фотографий, в заметках были пароли от всех интернет-сервисов.
Сим-карту, с помощью которой можно пройти двухфакторную идентификацию, в том числе в банковских приложениях, также изъяли. Когда я пытался стереть конфиденциальные данные в телефоне, следователь буквально кричал на меня с требованием ничего не удалять, хотя не имел на это никакого законного основания. Оперуполномоченный, зайдя в кабинет, схватил меня за руку, также без всякого на то повода, хотя я просто сидел, не представляя никому угрозы. Телефон был при этом заблокирован.
Статья 23 Конституции гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки и телефонных переговоров. Помимо личной переписки, в моем телефоне хранится информация, содержащая нотариальные, врачебные и иные тайны, раскрытие которых без решения суда недопустимо. Тем не менее, сотрудник полиции и следователь копались в моем телефоне, не имея на то решения суда.
Случаи ведения преступными элементами нелегальной слежки за гражданами вообще пресечь никак нельзя. Учитывая тот факт, что преступники находят адреса интересующих их граждан в телеграмм-ботах и других нелегальных базах данных, разумно было бы полностью запретить коммерческим структурам собирать, сохранять и консолидировать базы данных с информацией о персональных данных граждан, помимо их ФИО, ИНН и района проживания. Доставку посылок на дом также необходимо полностью запретить. Все доставки должны поступать в пункты выдачи или до подъезда. При необходимости принять курьера в квартире, заказчик может сам сообщить курьеру или мастеру по ремонту техники этаж и номер квартиры. Но сохранять этот адрес в CRM системах, частным компаниям необходимо категорически запретить. То же самое касается интернет-провайдеров, которым достаточно хранить в своих базах данных ФИО, ИНН клиента и район его проживания.
Коммерческие структуры сильно злоупотребляют возможностью получения от граждан согласия на обработку и передачу их персональных данных третьим лицам, фактически вынуждая подписывать документы в нужных им формулировках, не оставляя гражданам возможности отказаться. Все это выливается в то, что граждане становятся уязвимы для психологического воздействия, шантажа, угроз и мошеннических действий со стороны различных преступных групп.
Невозможно отрицать, что в современном высокотехнологичном мире, граждане не в состоянии самостоятельно защищать свои персональные данные от злоупотреблений. Нужен закон, обязывающий всех лиц, которым необходимы сведения о человеке для принятия того или иного юридически оформленного решения, запрашивать эти сведения только у государства, при этом каждый раз предоставляя аргументированное обоснование запроса. Сохранение, копирование, хранение и передача сведений о гражданах третьим лицам должны быть категорически запрещены, даже при наличии разрешения на это со стороны самих физических лиц.
Для того, чтобы граждане не сталкивались с нелегальной слежкой со стороны преступных элементов и злоупотреблениями служебного положения со стороны правоохранительных органов, но при этом была бы обеспечена возможность проверки документов на предмет подлога и достоверности данных, сообщаемых теми или иными лицами о себе для получения или оказания разного рода услуг, или для того, чтобы проверить данные на предмет клеветы, необходимо разработать и ввести в использование прозрачный цифровой сервис, работающий на государственных серверах и вбирающий в себя информацию о всех выданных кому бы то ни было на территории России документах. Это позволит гражданам и юридическим лицам открыто проверять на достоверность имеющуюся в их распоряжении информацию и документы, в том числе сертификаты, лицензии, справки, рекомендательные письма и т.п., а также предписания различных органов о проводимых ими проверках и полномочия лиц, предъявляющих свое служебное удостоверение.
В современном мире бумажный документ можно легко подделать, и далеко не все граждане имеют возможность проверить достоверность предъявляемого им документа. Единый национальный сервис идентификации и проверки (ЕНСИП) мог бы решить эту проблему. Помимо этого, чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов будет сложнее печатать приказы и документы задним числом, а также запрашивать данные о физических лицах, вне рамок официально возложенных на них текущих задач.
Коррупция и мошенничество существуют в любых обществах. При этом с развитием технологического прогресса растут и возможности лиц, склонных к преступной деятельности. Добропорядочным гражданам необходимо иметь прогрессивные инструменты противодействия обману в любом из видов его проявления. Государственные институты, призванные работать на благо добропорядочного большинства граждан страны, должны идти в ногу с технологическим прогрессом и предоставлять гражданам современные средства, обеспечивающие безопасность любых видов коммуникаций.
Если к предпринимателю придет, к примеру, инспекция по пожарной безопасности и предъявит ему предписание на проверку помещения, то предприниматель, посредством ЕНСИП, сможет оперативно проверить легальность проверки и получить в электронном виде информацию о задействованных в ней сотрудниках, их фото и полномочия по проведению конкретных операций в конкретный день.
При получении услуг от индивидуальных предпринимателей, граждане смогут проверять действительность лицензий, позволяющих предпринимателям заниматься соответствующим видом деятельности и сравнивать лица специалистов, оказывающих услуги с фотографиями на государственном сервере. Так, к примеру, можно было бы удостовериться, что таксист имеет право на перевозку пассажиров и что он не перерабатывает в конкретный период времени. Или можно было бы удостовериться, что врач в клинике имеет соответствующее образование и допуск на оказание тех или иных медицинских услуг.
Также с помощью ЕНСИП, можно было бы проверить, состоит ли в браке человек, пытающийся построить новые отношения. При этом персональные данные, не влияющие на причину проверки, такие как возраст или точный адрес места жительства проверяемого лица, раскрываться не должны.
Если граждане страны будут иметь инструмент защиты от обмана при коммуникациях друг с другом, а также с общественными, коммерческими и государственными организациями, то проблемы мошенничества и коррупции будут искоренены.
При запуске в работу ЕНСИП, люди получат надежный источник достоверных данных. Риск оказаться обманутым будет сведен к минимуму, ненадежные источники данных потеряют свою востребованность, а лица их создающие, будут вынуждены прекратить попытки вести преступную деятельность.