Jun 11, 2022 00:32
ГЛАВА VII. От сорокового дня до Последнего Суда.
2. Временный и частичный характер промежуточного состояния.
Промежуточное состояние и состояние окончательное по всей строгости могут быть определены разными терминами: можно сказать, что праведники входят в рай после своей смерти и войдут в Царство Небесное после своего воскресения, в то время как грешники сходят в ад после своей смерти и войдут в геенну после своего воскресения. И если отцы первых веков были довольно гибкими в отношении использования терминов, то православные святые отцы и богословы, начиная со святого Фотия, стремятся проявлять и требовать больше строгости в использовании этих терминов...
...святой Фотий предлагал не путать рай, куда отправился благоразумный разбойник, с Царством Небесным. Опираясь на слова ап. Павла о праведниках, - "достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее" ( ср.: Евр.11,40), - он замечает: "не положено было, чтобы из всех тех, которые на протяжении веков были угодны Богу, разбойник достиг бы вершины высшего блаженства до установленного времени всеобщего воздаяния вечных благ и достиг бы совершенства без бесчисленного множества святых, как учит об этом божественный Павел" ( свт. Фотий Константинопольский, Амфилохии, XV, 2)
"...как учит великий апостол Павел, ни один праведник пока не получил обещанного ему. Царство Небесное будет дано святым позже, не раньше момента всеобщего воздаяния". (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Луки. XXII, 43)
Тем не менее, делая столь четкое различие, ни в коем случае не следует подразумевать, что рай и Царство Небесное - это два разных состояния, не имеющие никакой преемственности: разница между ними только в продолжительности и в интенсивности; это же относится к аду и геенне. С одной стороны, рай и ад временны: вечными они станут только после Последнего Суда;с другой стороны, ад - это только начаток... геены, так же как рай - всего лишь преддверие... Царства Небесного. Но между ними нет разницы по природе.
....
Временный и частичный характер промежуточного состояния связан со многими причинами.
1. Между всеми людьми существует некоторая общность в том, что касается получения обетованных благ. Замысел Бога - спасение и обожение как каждого человека, так и всего человечества, и в понимании святых отцов одно всегда неотделимо от другого. Так, Ориген говорит, что " есть только одно тело, которое ждет своего искупления" ( Ориген. Гомилии на книгу Левит, VII,2). Святой Ипполит Римский пишет: "Желая спасения всех, Господь призывает нас быть одним совершенным человеком". ( свт. Ипполит Римский. О Христе и Антихристе, 3). Именно по этой причине те блага, которые нам были предназначены, пока не даны каждому из нас индивидуально и немедленно во всей их полноте, но для этого есть некий срок - всецелое раскрытие человечества, предоставленная всем человеческим личностям возможность быть спасенными и обоженными...
2. Вторая причина того, что блаженства или мучения, переживаемые душами сразу после смерти, временны, - это то, что они находятся в ожидании Суда, которому они будут подлежать после Второго Пришествия Христа...этот Суд утвердит праведников в том состоянии, в котором они пребывают, но и позволит им достичь полноты этого состояния, а души, находящиеся в аду, смогут достичь иной участи - лучшей, чем было в промежуточном состоянии, в котором они находятся: молитвы Церкви и близких умершего смогут играть решающую роль в этом деле..
3. Временный и неполный характер промежуточного состояния обусловлен тем, что душа [после смерти] находится...[ в неестественном для человека состоянии - вне тела] ...это состояние неестественно как для всего человека, так и для самой души... состояние посмертное [поэтому]... не может быть окончательным.
коншпекты,
Жан-Клод Ларше