Обмен опытом между e-learning специалистами

Sep 21, 2010 22:29

В области e-learning постоянно проходит огромное количество мероприятий, с помощью которых, по идее, можно было организовать очень интересный обмен опытом: вебинары, семинары, мастер-классы, конференции, а также блоги, форумы, сообщества и т.д. Фактически этот обмен опытом (по крайней мере, в России и СНГ) происходит весьма неэффективно. Отдача от всего этого (в виде, например, перенимания и воплощения чужих идей) довольно мала. Знаю некоторых (вполне толковых) специалистов, которые в результате считают все эти вещи бессмысленной тратой времени.

Почему так происходит? По моему скромному мнению, основная причина в неправильном выборе обсуждаемых тем.

Какие темы обсуждаются больше всего

По моим ощущениям:

• Общефилософские вопросы (типа «роль преподавателя в e-learning» или «важность обратной связи»)
• Перспективные тенденции, намечающиеся на западе
• Оформление курсов (к сожалению, стало чуть ли не главной составляющей разработки курсов)

Это все хорошие темы, но они мало отражаются на ежедневной практической деятельности (за исключением, разве что, оформления курсов). Нужно больше идей, с которыми можно сравнить свою практику, либо найти в своей практике место для применения этих идей.

Как обнаружить такие идеи

Нужно идти от практики. Не от представлений, как «по-хорошему» должны осуществляться те или иные процессы, а от того, как они на самом деле осуществляются. Собрать эту информацию весьма непросто. Радует, что в последнее время практикам хотя бы начали задаваться вопросы (про что было бы интересно послушать на конференции, какие интересны темы вебинаров и т.д.).

Но одного только задавания вопросов недостаточно. В той форме, в какой они задаются сейчас, эти вопросы не сработают. Вопрос нужно правильно сформулировать. А для этого нужно погрузиться в работу человека.

Педагогический дизайн при организации конференций и других мероприятий

Погружаться в работу, побывав «в полях», задавать правильные вопросы участникам обучения (или участникам обмена опытом) - это, вообще-то, важные процессы в рамках разработки курсов (которые, правда, мало кем осуществляются). Моя основная мысль заключается в том, что при организации мероприятий по обмену опытом нужно активно применять принципы педагогического дизайна (а под педагогическим дизайном, как всем известно, понимаются идеи, распространяемые Владимиром Наумовым).

Зачем людям посещать вебинар? Что изменится в деятельности людей после посещения вебинара? Чем вообще занимаются эти люди, как устроен их рабочий день? Какой уровень их подготовки? Насколько много пришедшие на вебинар знают по теме вебинара (об ИТ-особенностях работы с e-learning, о разработке курсов и т.д.)? Какие сложности возникают в их работе? Что они хотели бы изменить в своей работе? Какая мотивация у человека к посещению вебинара? Может, он просто хочет таким образом отдохнуть от работы? И т.д.

В этих вопросах слово «вебинар» можно заменить на конференцию, блог, онлайн-сообщество и т.д.

Собирать информацию можно не только задавая вопросы напрямую. Можно проводить бенчмаркинг (как ВебСофт на своем клиентском сайте, только вопросы там дурацкие), можно исходить из личного опыта общения (только очень осторожно), можно анализировать имеющиеся презентации, результаты работы целевой аудитории, опыт прошлых учебных (и не очень учебных) мероприятий и т.д.

Это был только анализ потребностей. А дальше еще должны быть формулировка целей, выбор формата, разработка структуры и сценария, создание необходимого уровня интерактивности, оформление, организация, проведение, публикация материалов по итогам мероприятия, оценка эффективности, итоговая рефлексия организатора (разработчика, ведущего) и т.д.

Разумеется, все это относится не только к e-learning-мероприятиям, но и к любым другим.

Что интересно мне из практики e-learning

У меня больше всего рабочего времени уходит на разработку обучения, на втором месте ИТ-задачи, связанные с e-learning, на третьем внесение изменений в курсы. Эти три вида деятельности занимают очень большую часть времени, остальные гораздо меньше.

Собственно, эти вещи я бы с наибольшим интересом обсуждал в вебинарах, на конференциях, в блогах, сообществах и т.д. В плане обмена опытом мне интересны в первую очередь перечисленные три направления. А про очередной кейс про внедрение слушать обычно совершенно неинтересно (за исключением мест, где обсуждается ИТ-инфраструктура).

Это очень поверхностное описание моих потребностей по обмену опытом, но я в этом посте не хочу писать подробнее. Кому интересно - могу рассказать.

Разумеется, у многих практиков структура рабочего времени будет отличаться от моей, и на первые места будут выходить другие вопросы.
Previous post Next post
Up