К нам пришли прекрасные новости из авторитарной Белоруссии:
«Ляпис Трубецкой» впервые выпустит альбом на белорусском языке.
Чем же эти новости прекрасны? Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к историю главной белоруской рок-группы. "Ляпис Трубецкой" является одним из лучших (наверное, лучшим) на всём постсоветском пространстве постмодернистским коллективом. Постмодерн означает конец истории, поэтому людям творящим в этой культурной парадигме не надо придумывать что-то новое, чтобы быть оригинальным. Для этого достаточно взять то, что придумали до тебя, но до тебя не брали в качестве образца. Самый яркий пример -
эти все бесконечные пост-панк-группы нашего времени, которые рядятся в готические одежды начала 80-ых.
Сергей Михалок - лидер и основатель "Ляписа" взял еще в начале 1990-ых, за что ему честь и хвала, сугубо местную эстетику деревенского дурачка, если не сказать лоха. Нет, правильнее здесь употреблять слово "мечтатель", причем в том виде, в котором его использует Достоевский. Но этот мечтатель не из Петербурга белых ночей, а из сельского ДК позднего СССР, который 1991 год ввергнул в новую реальность, и он с нею борется, её не замечая, продолжая жить в чудном мире катушечных магнитофонов и первой любви на сеновале под комсомольские марши.
И всё это Михалок и сотоварищи отлично эксплуатировали на протяжении лет пятнадцати. Но потом случился мощнейший переворот с выходом в свет альбома "Капитал" 2007 года. Группа заиграла что-то очень близкое к хард-кору, если не звучанием, то напором. И всё это было приправлено откровенной левацкой эстетикой. К этому прибавился естественный в таких случаях антиавторитарный посыл, который постепенно всё сильнее наполнялся белорусской националистической риторикой: Лукашенко и его режим - это оккупационный завоевательный режим в Белоруссии.
Click to view
Лидер "Ляписа" тогда заявил примерно следующее, что, дескать, пока Лукашенко у власти в Белоруссии, пока Путин - в России, а Назарбаев - в Астане, то нельзя петь весёлые песни о любви и мире - нужно поднимать народ на борьбу с властью капитала и его ставленников. Но в этой левацкой риторике чем-то диким выглядит националистический компонент, который станет совершенно откровенным с обещанным белорусскоязычным альбомом.
Но, нет! Здесь отсутствуют какие-либо противоречия. Просто Михалок возрождает типичный для Восточной Европы социалистический национализм (не путать с национал-социализмом!!!). Что такое социалистический национализм? Обратимся к истории и ограничим описываемый материал западными окраинами великой Российской империи. Национализм в начале XIX века был занесен сюда ветрами Великой Французской революции. Однако, чтобы национализм прижился нужны города и буржуазия. На восточноевропейских пространствах же были преимущественно села и в лучшем случае зажиточные крестьяне. Все современные идеологии в принципе зародились в городских капиталистических обществах - это их среда. На восточной периферии Европы они начали мутировать. Так социализм вместо пролетариата сделал ставку на крестьян - народничество. Так национализм сделал ставку на крестьян - фольклоризм. Так как на территориях нынешних Украины, Белоруссии и Польши это происходило под гнетом инородцев - русских, социализм и национализм слились в дичайшем симбиозе. Национальное освобождение было синонимом освобождения социального. Именно как социалистические крестьянские республики с той или иной степенью успеха воплощались белорусская и украинская народные республики после распада Российской империи. Потом всё это дело погибнет под напором сверхмодернистов-большевиков. А национализм будет ассоциироваться или с национал-либеральной интеллигенцией или с национал-социалистическими гопниками.
Так вот, ещё в 2011 году левацкий "Ляпис Трубецкой" выпустил клип на стихи "белорусского Тараса Шевченко" -
Янко Купалы "Не быць скотом!". Естественно, на белорусском. Я ещё тогда писал, что это потрясающая визуализация восточноевропейского социалистического национализма.
Click to view
Короче, в очередной раз поклоняюсь товарищу Михалку за умение играть с эстетиками. Вернуться к таким националистическим истокам нужно ещё суметь! И хорошо, что это сделали люди искусства,
так как это по Хроху, всё как надо, в общем. А вот в реальном воплощении идеологем XIX века в XXI-ом у меня возникают большие сомнения. Но в любом случает, спасибо, за свежую постмодернистскую игру.