Один мой близкий друг весной 2012 года резко полевел, хотя до этого не подавал никаких признаков любви к социальной справедливости. Вернее что-то подобное в его характере всегда было, но больше напоминало христианское милосердие, нежели постулаты об отчуждении труда и личности.
Понятно, почему мой друг полевел. Он столкнулся с какой-то неведомой, не то чтобы несправедливостью - скорее нечестностью. Как и любой инфантил из нашего поколения был вынужден взрослеть, когда возраст уже перевалил за двадцать лет: устроился на ежедневную нормированную работу в офисе. Сначала она его влекла ощущением близких денег, ведь вместе с ними в жизни должны были появиться развлечения и женщины, которых так не хватало в студенческие годы. Но, увы. Где-то ближе к третьей зарплате отчетливо стало ясно, что не в деньгах счастье, что ничего они не меняют. Но чтобы их зарабатывать, ты всё равно должен вставать рано утром, ехать в офис, заниматься неинтересными тебе вещами большую часть жизни, а самим собой оказываешься только во сне или спортзале.
У моего друга начался кризис идентичности, выходом из которой оказалось обращение к идейному наследию Маркса, Прудона, Каутского, Франкфуртской школы, вот этого всего. В тот период чисто в экономическом плане мне жилось несколько хреновее, чем моему товарищу, но как-то я не краснел. А вот он, что свойственно его характеру, с разбегу нырнул в красный океан, и утянул тем летом туда многих, кто может быть, этого и не хотел. Потом он в очередной раз во всем этом разочаруется, вернется на умеренные позиции, но его левачество в нашей тусовке навсегда останется мемом.
Я своего друга очень хорошо знаю, поэтому не поддаюсь на его влияние, когда он сам чем-то безмерно начинает увлекаться. Всем своим увлечениям он отдается со страстью, но только 95% из них он забрасывает через три-четыре месяца. Поэтому я как-то никогда особо не обращаю внимания на вещи, которые его интересуют в данный момент. Ну, как не обращаю? В смысле не начинаю вместе с ним ими заниматься, а потому леваком я не стал.
Напротив, за то время у меня как-то выкристаллизовались те вещи, которые не позволяют мне встать под красные знамена. Но сам-то я очень люблю разбираться в логике оппонентов, а потому, когда неожиданно вокруг меня возникло много людей левых взглядов, я стал эти самые левые взгляды изучать. Но этот процесс у меня как-то не затянулся, потому что начиналась подготовка к вступительным экзаменам в аспирантуру. Вот на этой волне я приобрел увесистый том Пристланда "Красный Флаг: История коммунизма".
Но решил я его прочитать только этим летом. И знаете, совершенно не жалею - книга оказалась отличной. У неё есть недостатки, но это скорее недостатки конкретного российского издания. Что же касается содержания, то этот увесистый том невероятно увлекательно расскажет историю коммунизма от Великой Французской революции до Мирового финансового кризиса 2008 года.
Но при чтении любой книги важны именно те выводы, которые ты из неё выносишь. А вынес я следующее: ничего лучше и ближе для меня, чем социал-демократия Каутского и Бернштейна в левой теории и практике так и не было изобретено. Современные российские леваки, конечно, могут продолжать отмазываться от фигуры Сталина, но он всё равно персонаж для понимания путей левого движения - ключевой. Посему, как национализм замазан в Гитлере, так и левая колонна на протестном шествии хочет или нет, но отбрасывает тень в френче и с трубкой. Это объективная данность - от нее нужно, но нельзя уйти. Что ещё? Для себя еще раз понял, что история левого движения, и особенного коммунизма в России, преступно сводить исключительно к их негативным проявлениям. И между Марксом и Хайеком я выберу первого, потому что он добрее.
В общем, господа, читайте книги.