Куда бежит русский национализм?

Aug 28, 2012 14:29



Самым большим достижением научного знания о нациях и национализмах в России является наметившаяся сейчас тенденция понимания, что русского национализма как такового никогда не существовало. Появляться он начал только сейчас, воспользовавшись терминологией "РЖ", в постманежной России.

Что же такое национализм, говоря просто? (По сложному в рамках поста написать нереально). Это набор политических идей и действий, которые ставят своей целью достижение совпадения национальных и политических принципов (Геллнер, да). Ключевая задача национализма - это создание и охранение государства одной нации. Если этой цели нет, то мы имеем дело с чем угодно (ксенофобия, этнофобия, расизм), но только не с национализмом. Это ключевое и главное его отличие от всех прочих смежных явлений общественной жизни. Национализм - это политика. Драка на межнациональной почве - это ксенофобия. Она может быть включена в национализм, а может отвергаться, хотя бы внешне. Ведь национализм - это желание сообщества (его элиты), имеющего общие ценности и признаки, обладать государственными границами и суверенитетом. Поэтому нация может быть гражданской, а может быть этнической. Всё зависит от доминирующих идей в сознании сообщества. А дальше читайте Андерсона, Геллнера, Хобсбаума, Калхуна, Малахова и, конечно, Эмиля Абрамовича Паина.


Однако, остановится стоит на одном важном авторе - чехе, марксисте,  и просто хорошем человеке - Мирославе Хрохе, который создал весьма точную и прикладную модель развития националистических движений. Об этом я уже писал (писал в зимней России 2011/2012 года  - важное уточнение). Хрох писал о трех стадиях национализма: соревнование разных проектов, борьба и пропаганда и массовое торжество. Сейчас Россия переживает уникальный момент - у нас впервые в истории эти проекты начинают соревноваться. В Европе эти перегонки были в XIX веке. Даже в ближайшей для нас Украине они происходили в это же время, хотя до сих пор и не закончились. Россия же в вечных отстающих, а потому о национализме можно говорить только сейчас.

По большому счету мы даже не вступили в хроховскую стадию "А" - у нас еще не закончилось оформление проектов. Есть проект "российско-советский", который пытается пропагандировать власть: "единая общность-советский народ" плавно перешла в "единую общность - российский народ". Естественно, замена слов не спасла ни СССР от краха, ни от горького конца не спасет и Россию. Этот проект оторван от реальной жизни, и базируется скорее на вере, что этнические конфликты в Перестройку и позже - продукт заговора, а не ошибок советского государственной этнической политики. Этот проект около двух дня 11 декабря 2010 года потерпел окончательный крах. Проект другой - "белоленточная движуха". Это совсем уж неоформленный проект, который появился, скорее витает в воздухе, чем проявляется в реальных действиях. Но он есть. И это проект гражданской нации. Вероятно, единственно приемлемый для сохранения России в нынешних границах. И, наконец, проект третий - русский этнический национализм, который только-только народился. И это не мое сумасшествие - это объективная реальность.

Паин любит вспоминать, как на международных конференциях, он был вынужден постоянно объяснять коллегам термин "имперский национализм", ведь это оксюморон. Именно национализм уничтожил европейские империи, именно он в немалой степени послужил краху Советского Союза. Империя - это полиэтническое государство, с выраженным ядром и колониями, с вертикальной авторитарной формой управления. Национальное государство, хотя бы, публично демонстрирует приверженность к демократическим принципам, где каждый индивид самоценен как часть общего - нации. Империя не стремится к этнической гомогенности населения. Национализм, гражданский в том числе, возводит её в основополагающий принцип. Если современная Россия в чем-то и наследует Российской империи и СССР, так это в имперском характере своей государственности.

Русского этнического национализма никогда не существовало - был разнородный набор политических движений, в основе которой лежала идея мессианского предназначения русского народа, который жить и процветать может только в империи, и только под пятой железного вождя-императора. Главный символ русского национализма - имперка, своим названием о много говорит. Между тем, хочешь того или нет, но подлинный национализм на поверхность прорывался. "Россия для русских!" - это точная калька с поправкой на контекст геллнеровского тезиса о совпадении государственных и этнических границ. Но этот лозунг не спасал русский национализм от своей интеллектуальной убогости. Националистическое движение должно иметь своих духовных и интеллектуальных пророков. Грушевский и Шевченко в Украине - более чем яркие примеры. Французский национализм не состоялся бы без французского Просвещения. Поляки в своей борьбе за независимость опирались на вдохновляющие книжки Мицкевича и Сенкевича. А что мы имеем в России? Мало кто из самозваных лидеров националистического движения может похвастаться чтением Хомякова или того же (неМихаила) Леонтьева. В лучшем случае, это прочитывалось в переложениях других авторов. Да, и сам русский национализм в его извращенной имперской вариации, так и не породил свою плеяду современных интеллектуалов. При всем уважении, к Крылову или Холмогорову, например, претендовать на такую роль они могут с большой натяжкой. Особенно, когда рядовые националисты, размахивающие под серым ноябрьским небом имперками, едва ли читали всё пятиромание Достоевского или "Как нам обустроить Россию" Солженицына. В том, что русский национализм вынужден разделять государственную мифологию, еще один признак его оксюморонности. В общем, все его недостатки перечислять - долго и даже неинтересно.

Между тем, похоже русский национализм в своей прежней форме начинает исчезать или трансформироваться. Это процесс небыстрый и непростой. Но он на лицо. Националисты стали уходить от неактуальной повестки дня. Из лозунгов постепенно исчезают империя, величие, Православие, славянское единство и прочее. То есть они, конечно, будут там присутствовать еще очень долго, но они уже не воспринимаются как программа действий. Национализм, вытесненный на обочину политики и опороченный клоунадой КПРФ, ЛДПР, ДПНИ и РНЕ ушел из политики, чтобы в неё вернуться. Но каким он вернется? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, куда он ушел. Невозможность реального политического действия заставляет националистов концентрироваться на вещах без выраженной политики: поддержка заключенных по статье 282, боление против кавказских клубов, помощь в поиске работы, борьба с произволом силовых органов и пропаганда здорового образа жизни. Последнее у противников национализма вызывает смех, дескать, национализм окончательно показал свое гопническое лицо. Как бы не так! Я не уверен, что идеологи "русских пробежек" читали Солженицына, но не является ли публичная пропаганда здорового образа жизни ("Русский значит трезвый!") воплощением принципа "сбережения народа"? Александр Исаевич обостренно понимал, что за XX век русские превратились в деградирующую массу народонаселения. И самой главной и объективно обусловленной задачей русского национализма является преодоление чисто физической деградации русских. В этом мало интеллектуализма, но гораздо больше здравого, чем в отстраненных размышлениях о Православии и народности.

Русский национализм сейчас смог вклинить в общественную повестку дня кавказскую проблему с антиимперских позиций - "Хватит кормить Кавказ!". А это значит, что родился именно национализм как идеология деконструкции империи. И в этом его гнетущая политическая сила. Национализм умеет быть гибким: свобода личности - пожалуйста, национализация недр - нате, социальная справедливость - получите. Но вот кавказскую проблему без использования собственно уникальных националистических дискурсов разрешить нельзя.

Мне могут возразить: национализм никуда не уходил, он присутствует на митингах, сидит в оргкомитетах. Но является ли он движущей силой? Является ли имперка символом подлинно массового протеста? Как велика националистическая колона на митингах? По всем вопросам для национализма ответ неутешительный. Но мы не должны забывать, что сейчас проекты в лучшем случае всего лишь соревнуются. И тем же белоленточникам, которые идиотически хотят проводить массовые акции только в Садовом кольце,  нужно ещё доказать свое преимущество перед русским национализмом, который не менее молод, чем условная Болотная. Эти два проекта интересно сравнить. Нынешняя белоленточная движуха на протяжении десяти лет была чем-то маргинальным, на Марши несогласных ходили одни и те же люди, писали они в одни и те же ЖЖ-сообщества, и обсуждали одни и те же тексты. А потом в обществе что-то случилось, и эти маргиналы оказались частью чего-то несравненно большего, и до сих пор не до конца понятого. И уловить связь или несвязь между Маршами несогласных середины 2000ых и митингами прошедшей зимы для белоленточной движухи принципиально важно. То же самое с появившимся русскими этническим национализмом. Он маргинален, он ненавидим своими оппонентами, он местами откровенно глуп, но он есть где-то там на периферии, с ним что-то происходит. В какой-то момент в обществе тоже может произойти нечто неуловимое, и мы увидим хипстеров с имперскими ленточками и генералом Ермоловым на десктопе iPad'ов. Вот, написал и самому смешно. Но сегодня национализм перспективнее, чем ещё лет десять назад.

десятые годы, наука, теория наций и национализмов, белоленточная движуха, русский национализм, Россия, теория империй

Previous post Next post
Up