Мои близкие друзья прекрасно знают какой пиетет я испытываю по отношению к Католической церкви. Но сегодня речь пойдет не об этом, а опять про Pussy Riot, Патриарха, взаимоотношения Церкви и государства, Церкви и общества. И прочая, прочая.
Но сначала все же о католиках. Вернее, о русских католиках. Есть такой феномен в отечественной культуре - бывшие православные перешедшие в Католичество. И это был бунт пострашнее Стеньки Разина и Емельки Пугачева. Ведь, кто становился католиком? Естественно, люди образованные, включенные в европейскую культуру. Конечно же, мучающиеся последними вопросами бытия. Интеллигенты, короче, это были. Но особые - не разночинцы, а дворяне, аристократы. Время разночинцев придет потом, во второй половине XIX века, когда над умами образованных русских будут править материализм и историческая неизбежность. Но разница между этими духовными исканиями не так уж и велики - это одинаково протест против государства и того быта, которое оно порождало (или наоборот, против быта, который делал государство таким). Я неоднократно говорил, что ничто так не говорит об общей исторической неосведомленности человека, как его утверждение, что в современной России государство и Церковь срослись. Помилуйте, это на официальном уровне произошло ещё триста лет назад и де-факто никогда и не заканчивалось. Так что это пустой базар.
Ну, а мы тем временем продолжаем о русских католиках. При сросшейся церкви и государстве переход в католичество, крещение в него тех, на ком режим держится, являлось страшным и жутким бунтом. Про всякие там уголовные статьи напоминать не буду. Это был протест против азиатчины прежде всего. Это была битва за цивилизацию в отдельно взятом сердце. Так оно, наверное, воспринималось в дочаадаевской и послечаадаевской России. Много достойных людей мучилось этим выбором. Говорят, даже Гоголь подумывал о переходе под Римский Престол. В общем, сложилось в нашей культуре уникальное, но до сих пор, как мне кажется (возможно из-за недостатка образования) непонятое явление - русское католичество.
Для русских католичество было бунтом. Для поляков было обыденностью, но было символом их иноковости в православной Российской империи. Будучи католиками, поляки не могли быть до конца интегрированными в имперский проект,
и потому относительно безболезненно для своей национальной истории вышли из него. Католичество означало их неразрывную связь с Европой. В этом отступлении мы тоже видим, как Римская Церковь служила форпостом европейского мира в на просторах от Вислы до Аляски.
Потом был Советский Союз и воинствующий атеизм, потом было тысячелетие Христианства на Руси, а потом стало много разных вер. Но картинка снова стала напоминать Российскую империю до Манифеста 17 октября. Католичество в России же стало почти незаметным. То есть, РПЦ МП говорит о какой-то агрессии Ватикана на свою каноническую территорию, но серьезно это нельзя воспринимать. Католичество как и любая классическая религия сейчас, пожалуй, кроме Ислама, лишена особого флёра своей сопричастности к ней. В общем, это пост не о католичестве, как я писал в начале.
Неизвестно как закончится история с девушками из Pussy Riot, но уже сейчас понятно, что РПЦ МП похоронила свои двадцать лет истории взаимоотношения с "креативным классом", начавшиеся с фразы Алексия II о том, что "Атеизм - это духовный Чернобыль". Через табачный дым в перемешку с ладаном, на мерседесовской скорости, за кратчайший срок, который подсчитает только Брегет, РПЦ МП превратилась в жалкую пародию на саму себя имперского периода. Тогда можно было всё свалить на Синод и государство. Теперь же сам Патриарх сделал всё, чтобы во всем винили Церковь и лично его. Битва за умы проиграна ещё в XIX веке, за сердца - уже на наших глазах.
Что дальше? Скорее всего дальнейшая деградация. Но есть и другая возможность - стать католиками. Нет, упаси, Боже, не перейти под Римский Престол, речь о другом. Католическая Церковь в России столетиями была максимально отдалена от государства, веками в России чувствовала себя меньшинством. И это ей позволяло здесь, если не выигрывать битвы за сердца, то точно смотреться достойно. Христианство достигает высот духа часто именно в инородной среде. Католичество в России может и неславно на весь мир своими святыми, но уж точно не обвиняется обществом в том, что она вторгается в школы и в политику. РПЦ МП нужно начинать вести себя как Католическая Церковь. В этом нет перегиба. Православные, реальные православные (пускай, хотя бы знающие основные молитвы только) сейчас в явном меньшинстве. РПЦ МП в ближайшие годы или, скорей всего, больше никогда не станет лидирующей духовной силой. На искреннего православного будут смотреть как на чудака и инородца. И в этом исторический духовный шанс русского Православия: за тысячу лет своей кривой истории побыть подлинно свободной и независимой от Града Земного, чтобы открывать с легкостью страждущим ворота в Град Небесный.
Я понимаю утопичность всего вышесказанного. Но не раскаиваюсь.