Роман И.А. Гончарова "Обрыв"

Sep 01, 2014 13:23

С советских времён у меня на полке стоит эта толстая книга книга формата А4. В последнюю неделю отпуска решила её почитать. Была поражена, как хорошо она написана. Мало того, что стиль изложения, фразеология на 100% современные. На всю книгу было всего 3-4 "ископаемых" словесных оборота. Сама форма изложения очень соответствует моему личному восприятию. Например, фильмы 20-ти летней давности и старше, будь то наши или зарубежные, меня раздражают тем, что они МЕДЛЕННЫЕ. Здесь всё происходит быстро, никакой описательной "жвачки" -- абзацы, за редким исключением, не длиннее 4-5 строк. Это похоже на импрессионистский метод -- вместо прописывания мелких деталей делается несколько выразительных мазков, и всё становится ярче, живее и достовернее, чем у упоротых "реалистов". Вместе с тем, роман бесконечно длинный, сюжетная линия первой половины подвешивается в воздухе и не не имеет продолжения. Подобно тому как мы сейчас говорим "в следующей жизни", его герой плавно "перетекает" из одной "жизни" в другую.
Структура и стиль не похожи на классические русские романы Толстого и Достоевского, а вполне соответствуют современному и любимому нами жанру блога. Гончаров сейчас был бы топовым блогером:) Хотя его роман "Обломов" совсем другого свойства.
О сюжете. Прочитав первую треть я вообще не поняла, что происходит? Тему я бы сформулировала так: экзистенциальные переживания мужчины, вызванные отношениями с женщинами. Причем всё исчепывающе, без недомолвок и как бы от первого лица. Камю, да и только:) Хотя для Камю рановато... Тут я роман отложила в сторону, чтобы узнать что народ об этом думает и чем всё закончится? В советские книги любили вставлять критические статьи, особенно о том, как автор обличал социальные пороки капитализма. Здесь -- НИЧЕГО. Стала искать в Интернете. Нашлось несколько школьных сочинений, где пишут о форме, что это "роман в романе", о содержании -- опять ничего. Конечно, это не "роман в романе", что за глупость! Главный герой ведёт блог!:)

В отношении героя к жизни много женского, оно полностью определяется эмоциями. Наверное поэтому, его мироощущение принимается легко. Вот он поступил в школу. Теорему он доказать не мог, геометрию не учил. Зато у него была художественная фантазия, когда он начал рассказывать о географии, ему не надо было ничего читать -- какая-нибудь жизнь австралийских дикарей вставала у него перед глазами, как наяву. У школьных друзей он имел авторитет за то, что развлекал их интересными историями. Учителям он нравился тем, что у него была хорошая память и способности. И хотя он не желал учить того, что ему не нравилось, они переводили его из класса в класс.
Когда перед окончанием школы он заявил отцу, что хочет стать артистом, отец сказал, что по его происхождению, ему надо служить в Гвардии, прельстил его красивым мундиром и перспективой стать губернатором. Прослужив немного, юноша понял, что это "не его", и пошёл в "статскую службу". Потом понял, что это тоже не его, ушёл в отставку и поступил в Академию, благо таланты живописца у него были. После несколько дней рисования бюстов ему это надоело. Он появился в Академии через три недели, и увидел, что там все опять рисуют бюсты. Это надо было делать ещё года четыре, и молодой человек оттуда сбежал. Потом он вёл вялую холостяцкую жизнь, играл в карты, и никак не находил себе стимула в жизни, пока не встретил Софью. Это была красавица вдова 25 лет. Его поразила её редкая красота. Но она была подобно статуе. А он не хотел жениться на статуе, он хотел разбудить в ней женщину и поэтично рисовал себе, какая она может быть и страстная и живая. Ну, бывает:)
Он ей говорил: оставьте свои принципы, перестаньте всё время прятаться от меня за авторитетом тётушек, эти портреты предков давят на вас. Отбросьте эту мертвячину, откройте портьеру, там люди суетятся, бегут по своим делам, живут каким-то потребностями, а здесь жизнь остановилась. В общем, он пытался её расшевелить, расшатать её спокойствие а она говорила: "Зачем мне это?". А он: бла-бла-бла. В ответ на все го попытки вызвать в ней эмоции, развивать и освободить её, она всё отвечала "не хочу", "зачем вы мне это говорите, я уже была замужем!" -- говорила она заливаясь краской. С этим достижением он и уехал к себе в деревню.
Часть 2-я. В деревне у него жила троюродная сестра. Герой был поражён её свежестью и юной красотой. Он её помнил пятилетней девочкой, да и сейчас в её поведении не было ничего от девушки. Они гуляли, он решил заняться её просвещением, стал говорить, то есть есть такой мир страсти, что бабушка ограничивает её свободу. В какой-то момент склонная к полноте девочка придвинулась к нему слишком близко, у него заколотилось сердце, в глазах потемнело. "Он едва не стал негодяем, а она -- жалким существом". Потом он ей сказал: "Иди отсюда, девочка, твоя бабушка во всём права". Советская критика выпадает в осадок:)
Тут из гостей возвращается его вторая двадцатилетняя троюродная сестра. Герой был поражён её красотой. Но Вера была девушка независимая, своевольная, много читала, уезжала гостить к подруге за Волгу, и бабушка на неё влияния не имела. Всё лето герой за ней ухаживал, но когда пытался говорить о чувствах, она делала "русалочьи глаза" и прогоняла его. С ним она хотела общаться только как с другом. Герой подозревал, что у неё кто-то есть, и тому появлялось всё больше доказательств, но просыпаясь и засыпая думал только о ней. Он много рассуждает о том, что земная красота есть отражение красоты небесной, проявление всеобъемлющей любви. Что красота всегда умна. Если оказывается, что красавица глупа, её образ сразу становится безобразным и т. д. Он заметил в городе одну красивую головку -- дочь смотрителя. Многие мужчины в городе пытались ухаживать за ней. Но она разговаривала фразами: "Я знаю -- все мужчины подлецы!" Он иногда подъезжал к её окну и заводил разговор, только чтобы "поугорать".
В итоге его соперникам оказался нигилист и панк Марк, высланный из столицы под надзор полиции. Его неформальные "кодированные" разговоры с героем -- одни из лучших мест романа. Вера познакомилась с Марком, когда он полез к ним в сад за яблоками, он заинтересовал её своим умом и дерзостью. Марк ухаживал за Верой целый год:) Их свидание происходили за обрывом на берегу Волги. Тут Марк ей говорил, что есть только истина страсти, что надо жить сегодняшним днём, но через два-три года он встретит новую страсть, о чём и сообщает, как честный человек. Вера же говорила, что её счастье -- это тихая долгая любовь. И в тот момент, когда они решили окончательно расстаться, на пике эмоций и произошло "грехопадение" Веры. Она очень переживала, как она расскажет бабушке, потом рассказала ей и герою-брату, который обещал быть её другом, потом все плакали. Неделю она болела, была в депрессии. Марк "был в горячке", отступился от принципов и логики и предложил ей венчаться, но только "для комедии". Потом Вера решила уехать с бабашкой в глушь и жить там одна до конца своих дней. Это не какая-то мещанка, чо!
Потом нашёлся помещик, который давно был в неё влюблён, сделал ей предложение, и согласился ждать, пока она его полюбит "несмотря ни на что". Так судьба Веры была более-менее устроена, а в школьных сочинениях появилась фраза о том, что роман обличает нигилизм:)
Страсть героя после таких "препятствий", естественно, улетучилась. Герой сел писать роман ("роман в романе"), но потом задумался: "а что если русские девицы, под воздействием его романа, начнут, как козы, скакать с обрыва?". И тут он понял, почему ему и Софья и Вера представлялись в виде статуй: "Я не художник и не писатель, я - пластик!". И уехал в Италию и Францию, чтобы учиться на скульптора и в камне зафиксировать ускользающую красоту. В общем, "чувак не пропадёт":)
Конец несколько скомканный, но тема раскрыта -- с женщинами надо обращаться ответственно:))

Искусство и литература:)

Previous post Next post
Up