С недавнего времени неся клиросное послушание, заметила, насколько по-разному может работать восприятие при храмовом чтении и слушании. Периоды озарений и восторгов от узнавания, от впитывания многоценных слов сменяются горькими временами личной холодности и нечувствия, а также рассеянностью от шума, создаваемого близ стоящими и не всегда благоговейно настроенными людьми. Поэтому считаю крайне необходимым всеивать в свою душу сокровища литургического творчества не только в храме, но и дома. Надеюсь, что эти семена хоть немного помогут не отвлекаться во время служб.
Не помню, у кого из недавно читанных церковных писателей, кажется у митроп.Вениамина (Федченкова) приметила понравившуюся мне мысль, обращенную к пастырям - почаще строить свою проповедь на материалах богослужебных книг. Аналогичные слова содержатся и у святого исповедника Афанасия Сахарова во введении к его ранней работе «
Настроение верующей души по Триоди Постной». Тут они предваряются метким замечанием о необходимости поверять словами богослужебных текстов учебники по догматике: «Ставится даже такой вопрос: "Можно ли пользоваться церковно-богослужебными книгами как источником для ученой работы?.. Ведь это - материал, далеко научно не разработанный... В нем я находил нечто несогласное с тем, что пишется в наших догматиках". Конечно, если оценивать содержание наших богослужебных книг с точки зрения, например, догматики архиепископа Макария, в них, может быть, найдется немало несогласного с ней. Но не лучше ли нашу догматику проверить по богослужебным книгам? Последние, будучи приняты всею Церковью и употребляясь именно от лица всей Церкви, "служили и служат, - по верному замечанию покойного профессора по кафедре церковной археологии и литургики А.П. Голубцова, - выражением церковного веросознания, а не являются отражением воззрений на изучаемый догмат отдельных только лиц, отцов и учителей Церкви».
Мне не приходилось еще внимательно читать наши богослужебные книги в полном объеме. Хочу, если Бог даст, положить начало такому чтению с той же Постной Триоди и сделать выписки некоторых затронувших душу мест и мыслей. Надеюсь, такой труд не будет тщетным, тем более, что письменное изложение и размышление запоминается лучше и способствует более глубокому осознанию, чем простая мимолетность.