Статья была написана,когда кровавых и фатальных событий с Ливией еще не произошло. Поэтому о всех детях Каддафи в статье говорится, как о живых. Я не стала ничего менять,потому как непонятно ,погиб ли Хамис ,например, и с Саифом аль Исламом ничего не ясно , да и с Мутассимом не доказано. Впрочем ,и смерть самого Каддафи недостоверно выглядела ... Официально
было объявлено только о гибели младшего сына Саифа аль Араба вместе с тремя внуками Каддафи.
Итак,....
Несмотря на то что Муаммар Каддафи с 1969 года остается фактическим главой ливийского государства, ни он, ни его дети не занимают никаких официальных государственных постов
(Продолжение. См. - "Женщины и дети полковника Каддафи. Часть первая") МУХАММАД - старший сын Братского вождя и руководителя революции - рождён от первой жены Фатхии. Он имеет воинское звание генерал, возглавляет Олимпийский комитет Ливии и, по слухам, владеет 40% акций Libyan Beverage Company - совместного предприятия с Coca-Cola. Кроме НОК Ливии, Мухаммад Каддафи руководит Комитетом по радиовещанию и телевидению и возглавляет совет директоров государственной компании, занимающейся мобильной и спутниковой связью.
Саиф Каддафи / © Photo: EPA
САЙФ (САИФ) АЛЬ-ИСЛАМ (буквально: «меч ислама») - второй по старшинству сын Муаммара Каддафи - считается одним из самых верных соратников своего отца. Ему 38 лет. Он архитектор по профессии и считает себя символом новой Ливии. Балуется живописью и выставляет свои картины в Берлине, Токио, Монреале и Париже. Сайф аль-Ислам не носит ни традиционного плаща, ни военной формы, не живет в бедуинской палатке. Он предпочитает костюмы от Armani, отели на Парк-Лэйн и безумные вечеринки в Ибице. Его считают «охотником за юбками», что в такой стране, как Ливия, является скорее минусом, чем плюсом. Тигр, которого он держит на ферме в стиле Беверли-Хиллз у аэропорта Триполи, - это его единственная дань экзотике. После того как Франция в рамках международного эмбарго объявила его персоной нон грата, Сайф уехал учиться в Австрию, где подружился с ультраправым лидером Йоргом Хайдером, а потом - в Лондонскую школу экономики, окончив которую, получил степень доктора философии.
Правда, как пишет «Коммерсантъ Власть», в связи с событиями в Ливии «школа решила пересмотреть дипломную работу Сайфа Каддафи на предмет возможных ошибок или иных поводов для того, чтобы признать ее недействительной и лишить неприятного выпускника диплома» и избавиться каким-то образом от всех денег, полученных от одного из благотворительных фондов семьи Каддафи в качестве спонсорской помощи.
В последние годы Сайф аль-Ислам Каддафи занимался посредническими миссиями. Основанный им фонд неоднократно содействовал освобождению европейских туристов, захваченных в заложники на африканском континенте. Так, например, ему принадлежит ключевая роль в освобождении в 2000-м году 19 (по другим сведениям - 21) западных заложников, захваченных сепаратистами из "Абу Сайяф" - одной из воинственных исламистских сепаратистских группировок, которые борются за создание независимого от католических Филиппин исламского государства на южных филиппинских островах.
Сообщалось, что Сайф аль-Ислам Каддафи "заплатил похитителям" и удостоился благожелательного отношения со стороны западных стран, прежде всего Франции, граждане которой оказались в числе заложников. Он же выплатил компенсации семьям пассажиров самолета DC-10-30 (”борт” № 54629) французской авиакомпании UTA, который 29 сентября 1989 года совершал рейс № 772 по маршруту Браззавиль - Нджамена - Париж и был взорван террористами над пустыней Тенере (Нигер). 171 человек, включая 15 членов экипажа, погибли.
По мнению экспертов, Каддафи готовит своего сына занять место руководителя Ливии, однако сам Сайф аль-Ислам отрицает, что его готовят в преемники отцу. Тем не менее считается, что именно он был инициатором всех шагов, направленных на вывод Ливии из международной изоляции. Именно он убедил отца дать согласие на возмещение ущерба за взрыв самолёта над Локерби и отказаться от разработки оружия массового поражения. Во многом именно благодаря Сайфу в Триполи стали наведываться западные политики, в том числе лидеры Великобритании, Италии, Франции и Германии.
Известно, что Сайф аль-Ислам неоднократно вмешивался в решения членов Верховного суда. В частности, именно он настоял на признании невиновными болгарских медсестёр, обвиненных в заражении СПИДом ливийских детей и приговорённых судом в мае 2004 года к расстрелу.
В 2007-м году Сайф аль-Ислам представил план реформ, призванный модернизировать систему власти в стране, не ставя под вопрос полномочия лидера ливийской революции и не отвергая основные принципы, которыми руководствуется ливийское общество. В Ливии отсутствует Конституция, официально ее роль выполняет Коран. Основы общественного устройства современной Ливии изложены в "Зеленой книге" - программном документе, написанном лидером ливийской революции Муаммаром Каддафи.
В проекте, представленном сыном Каддафи, было предусмотрено принятие Конституции вместо законов шариата, по которым живёт страна, и плана экономического развития страны на сумму 70 миллиардов долларов США. Однако в августе 2008 года Сайф аль-Ислам заявил, что устал от политики, и решил "уделять всё своё внимание развитию гражданского общества и бизнеса в Ливии и благотворительности".
Но, несмотря на это, Сайф аль-Ислам по-прежнему считается наследником полковника Каддафи. Он сторонник политических и экономических реформ, поддерживает неправительственные организации, работающие под эгидой Международного благотворительного фонда Каддафи. Авторитет Сайфа на Западе в последнее время значительно вырос, однако это вызвало недовольство многих ливийцев, считающих, что он чересчур выслуживается перед иностранцами.
И всё же именно ему Муаммар Каддафи доверил в августе 2009 года почетную миссию привезти домой якобы умирать осужденного за взрыв самолета над Локерби Абдельбасета Али аль-Меграхи.
Как следует из телеграмм посольства США в Триполи, Сайф аль-Ислам находится в неважных отношениях с большинством родственников: братьями Мутассимом, Ганнибалом, Саади и сестрой Айшей.
СААДИ - третий сын полковника Каддафи. Отличается буйным нравом, неоднократно имел неприятности с полицией ряда европейских стран (особенно в Италии), большой поклонник спиртного и наркотиков. Несмотря на пожелания отца, любит бывать за границей. Саади - бывший профессиональный футболист. Выступал за итальянские клубы «Удинезе» и «Перуджа» (Серия А). Был дисквалифицирован за применение допинга. Формально считается, что в «Перудже» Саади Каддафи отыграл «целый» сезон, хотя и провёл на поле считаные минуты. Он владелец большого пакета акций футбольного клуба «Ахли», одной из сильнейших ливийских команд, и не один год руководит Федерацией футбола Ливии.
По образованию Саади инженер. Недолго служил в одном из подразделений сил специального назначения. Неоднократно использовал подчиняющиеся ему войска для заключения… деловых сделок. Увлекается кино, владеет продюсерской компанией. По слухам, принимал активное участие в подавлении беспорядков в Бенгази.
Мутассим Каддафи / © Photo: EPA
МУТАССИМ - четвертый сын полковника Каддафи, является его советником по национальной безопасности. До недавнего времени некоторыми экспертами считался вероятным кандидатом на пост наследника. В 2008 году попросил у отца 1,2 млрд долларов на создание военного подразделения по образу и подобию того, что находится под командованием младшего брата Хамиса. В 2001-2005 годах братья, воспользовавшись его отсутствием, забрали у него контрольные пакеты акций в ряде предприятий и компаний. Посол Сербии в Ливии считает Мутассима «недалеким». У него неважные отношения со всеми братьями, но особенно плохие с Саифом аль-Исламом.
Ганнибал Каддафи / © Photo: EPA
ГАННИБАЛ - пятый сын и «enfant terrible» («ужасный, несносный ребенок») этого и так далеко не образцового семейства. Участник множества скандалов по всему свету, сын ливийского лидера неоднократно попадал в поле зрения полиции. В 2001 году в Италии он и его охранники устроили драку у выхода из римского ночного клуба. В 2004 году в Париже его задержали за превышение скорости и неоднократный проезд на красный свет на Елисейских Полях. В 2005 году Ганнибал Каддафи избил девушку, с которой жил.
14 июля 2008 года 32-летний Ганнибал Каддафи был арестован в шикарном женевском отеле President Wilson. Поводом для задержания высокопоставленных ливийских гостей стала жалоба двух служащих отеля - граждан Туниса и Марокко - на то, что остановившаяся в этой гостинице супружеская чета жестоко обращалась с ними, причём одного из них Ганнибал Каддафи якобы ударил. Как сообщили местные СМИ, Ганнибала на глазах изумленных зевак задержали вместе с двумя его охранниками, сопротивлявшимися действиям полиции.
Этот арест привел к серьезному и длительному конфликту со Швейцарией. В качестве ответных мер на арест сына Каддафи официальный Триполи прекратил в апреле 2009 года поставки нефти в Швейцарию, вывел миллиарды долларов из швейцарских банков, отказал в выдаче виз всем гражданам этой страны и выслал из Ливии нескольких швейцарских дипломатов. А супруги Каддафи подали иск к властям Швейцарии, обвинив их в незаконном аресте.
После того как власти Ливии всё же выплатили компенсацию пострадавшим от избиения слугам, те отозвали свои заявления из полиции. В результате все обвинения в отношении Ганнибала Каддафи и его жены были сняты и в августе 2009 года Берн принес Триполи официальные извинения за арест супругов Каддафи.
Разгоревшийся дипломатический конфликт был вроде бы улажен. Однако вскоре противостояние двух государств возобновилось. Поводом послужила публикация в женевской газете Tribune de Geneve весьма нелицеприятных фотографий, сделанных полицией во время ареста Ганнибала Каддафи.
Утихший было скандал вышел на новый уровень. В декабре 2009-го года Ганнибал Каддафи подал иск к кантону Женева и газете Tribune de Geneve. В своём заявлении он потребовал возмещения морального вреда от публикации полицейских фотографий, порочащих его честь и достоинство. (В Ливии члены семьи Каддафи считаются неприкосновенными). Нанесенный ущерб Ганнибал Каддафи оценил в 100 тысяч швейцарских франков (94,5 тысячи долларов). Триполи отозвал из Берна часть дипломатов и ввел санкции в отношении швейцарских компаний. Количество авиарейсов между двумя странами было существенно сокращено.
Представители властей Женевы вынуждены были признать факт утечки снимков в прессу и заявили, что это является нарушением законов кантона. В результате в марте 2010 года власти кантона Женева согласились выплатить компенсацию сыну лидера Ливийской Джамахирии, заявив при этом, что сожалеют о факте публикации, и выразили надежду на то, что редакция газеты также поучаствует в выплате компенсации. Подобное решение было вполне объяснимо. Как заявил тогда в эфире радио Radio Suisse romande директор Женевского центра изучения арабского и средиземноморского мира Асни Абиди, швейцарским властям крайне необходимо было избежать напряженности в отношениях с Ливией. "Из Ливии поставляется 34% наших энергетических ресурсов. Также Ливия инвестирует в большое количество швейцарских компаний".
Новый виток противостояния между странами был вызван приговором, вынесенным ливийским судом в отношении двух швейцарских бизнесменов в декабре 2009 года. По сути дела это стало отголоском всё того же скандала, связанного с арестом Ганнибала Каддафи. В начале 2010 года Швейцария обнародовала черный список из 160 ливийских граждан, въезд которым на территорию страны - а значит, и всех стран Шенгенского соглашения - был запрещен. В ответ Ливия прекратила выдачу виз всем гражданам государств Шенгенской зоны, а Муаммар Каддафи призвал к джихаду против Швейцарии.
Ливия в который уже раз сняла со счетов в швейцарских банках миллиарды долларов и пригрозила прекратить поставки нефти. В конце концов конфликт был урегулирован на официальном уровне, президент Швейцарии принес извинения ливийскому руководству.
Нужно сказать, что своим буйным поведением пятый сын Каддафи «отметился» не только в Риме, Париже и Женеве. В рождественскую ночь того же скандального 2009 года лондонские полицейские были вынуждены срочно мчаться по вызову в роскошный отель "Клеридж" в номере-люкс стоимостью свыше 4 тысяч фунтов стерлингов за ночь. Причиной гостиничного переполоха стала драка между высокопоставленными постояльцами - Ганнибалом Каддафи и его супругой-фотомоделью Алин Скаф. Сын ливийского лидера вместе с женой и детьми накануне прилетел в Лондон, чтобы посмотреть на британское Рождество. Однако праздник обернулся настоящим кошмаром: сотрудники отеля вызвали полицию, услышав в 1:30 ночи крики женщины о помощи.
Через некоторое время спешно вызванный в отель ливийский посол помог Ганнибалу Каддафи скрыться, ссылаясь на его дипломатическую неприкосновенность. Жену Ганнибала Алин Скаф увезли в больницу, где врачи поставили ей диагноз - перелом носа.
В дело пришлось вмешаться дочери Каддафи Айше, которая, как сообщалось в американской дипломатической депеше, опубликованной на сайте WikiLeaks, прибыла в Лондон, "несмотря на многомесячную беременность", и вместе со второй женой полковника Каддафи Сафийей - матерью его 7 детей, в том числе Ганнибала и самой Айше, "уговорила Алин заявить полиции, что это был "несчастный случай", а не избиение".
В общем, как заявил в уже упомянутом интервью радио Radio Suisse romande Асни Абиди, не зря многие приближенные советовали Каддафи держать Ганнибала при себе в Триполи.
ХАМИС - шестой сын Каддафи, «уважаемый» командир спецподразделения 32-го батальона или «бригады Хамиса», которая считается одной из самых боеспособных в ливийской армии и преданных семейству Каддафи частей и, по слухам, принимала активное участие в боях с восставшими в Бенгази. Военную подготовку Хамис Каддафи проходил в России.
САИФ АЛЬ АРАБ - наименее известный из восьми детей полковника Каддафи. По слухам, он живет в Мюнхене, где занимается каким-то бизнесом и ведет жизнь плейбоя. Так же, как остальные дети Муаммара Каддафи и его фавориты, имеет постоянный доход от продажи ливийской нефти.
Айша Каддафи / © Photo: EPA
АЙША - единственная дочь Каддафи - считается в семье третейским судьей и часто разбирает споры между братьями. Она окончила парижский университет Рене Декарта (он же университет Paris V). Тема её диссертации - «Третий мир и законность решений Совета Безопасности» - звучала весьма актуально в тот момент, когда с Ливии были только что сняты санкции ООН. «Ее работа была одновременно и серьезной, и политически ангажированной», - сказал её научный руководитель Эдмон Жув, автор книги, составленной из его интервью с Каддафи-отцом. Она написала диссертацию, но отказалась ее защищать. «После Ирака я больше не верю в международное право», - объяснила Айша свое решение профессору в 2003 году. Этот антиамериканский выпад прозвучал весьма некстати в момент нормализации отношений между Триполи и Вашингтоном, писала французская Liberation.
Айша так же, как и её брат Сайф аль-Ислам, руководит неправительственной организацией - фондом «Ва-аатасиму» и сочетает элитарную светскую жизнь с революционной фрондой. Она посещала Ирак при Саддаме Хусейне и входит в комитет по защите бывшего иракского диктатора. В июле 2003 года она остановилась в Дорчестере - самом дорогом отеле Лондона, а на следующий день вместе с телохранителями появилась в Гайд-парке, где воздала почести «борцам за свободу» из Ирландской республиканской армии, что явно не способствовало улучшению отношений между Триполи и Лондоном. Но её отец, без всяких сомнений, оценил это выступление. Как говорят сами ливийцы: «Он все ей разрешает».
По слухам, Айша владеет контрольным пакетом акций частной клиники в Триполи - одной из лучших больниц в Ливии. Несколько лет назад на её день рождения в Ливию прилетал Лайонел Ричи - американский поп-исполнитель, который наряду с Майклом Джексоном и Принсем царил на олимпе мировой поп-музыки в первой половине 1980-х годов.
Айша Каддафи первая из семейства пострадала от Организации Объединенных Наций - 23 февраля 2011 года её лишили статуса Посла доброй воли ООН, которым она была в течение почти семи лет. Об этом объявил официальный представитель Генсека ООН Мартин Несирки.
А ведь в ООН доверяли 34-летней ливийской красавице - она возглавила борьбу с распространением вируса иммунодефицита человека на Ближнем Востоке. Получив диплом юриста, Айша не только боролась за права женщин, но и входила в международную группу адвокатов, защищавших Саддама Хусейна. В связи с беспорядками в стране в ряде СМИ появились сообщения о том, что дочь Каддафи попыталась улететь на Мальту, но не смогла этого сделать. Сама же Айша заявила, что не предпринимала таких попыток.
В общем, как писала уже упомянутая Liberation, дети Каддафи являются отражением многочисленных «ликов» своего отца. Сайф аль-Ислам воплощает его открытость к диалогу с Западом, а дочь Айша - преданность Каддафи интересам стран третьего мира.