Евангелист «ВКонтакте» Альберт Усманов составил для ЦП список книг, которые стоит прочесть специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году. По мнению Альберта, учиться ремеслу можно только по фундаментальной литературе - как по маркетингу, так и по математике, типографике и психологии.
2015 год станет очень сложным для российских специалистов по SMM и контент-маркетингу. Они первыми могут попасть под сокращение и не найти новой работы (как в России, так и за рубежом). Во-первых, мало кто действительно понимает, чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании. Во-вторых, они сами откровенно слабы в своей профессии и, зачастую, кроме копирования картинок из Google, мало на что способны. В-третьих, отечественным специалистам по SMM и контент-маркетингу (в отличие от программистов) нечего предложить западному работодателю, который привык к другому профессиональному уровню и стандартам работы.
Чему можно и нужно научится в новом году? Кризис - это всегда возможности. Чтобы остаться на плаву и продолжить продвижение по карьерной лестнице - например, устроиться в приличную компанию, стать руководителем по SMM или перейти на сторону большого маркетинга - нужно учиться. Учиться нужно не на российских тематических конференциях или книгах инфобизнесменов и других «экспертов» по SMM, а на правильной фундаментальной литературе.
В SMM и контент-маркетинге можно выделить два основных направления, в которых следует развиваться - маркетинг и менеджмент. Кроме того, вне зависимости от отрасли, есть дополняющие дисциплины: русский язык и культура речи, социальная и когнитивная психология, управление проектами, поведение потребителей, анализ данных, дизайн и издательское дело. К списку можно добавить все, что касается Customer Experience, однако, на текущий момент в России это направление находится в зачаточном состоянии.
Ниже - перечень материалов, которые имеет смысл изучить в 2015 году. Объем литературы довольно большой, на его освоение может уйти от года до полутора, но оно того стоит. Весь массив разбит по направлениям - основному и дополняющему. Хочу отдельно обратить внимание: не стоит сразу напирать на маркетинг и менеджмент, их лучше чередовать с другими дисциплинами. Иначе есть риск быстро «устать» от этой образовательной программы. Материалы в основном блоке разделены для специалистов и руководителей. Руководителям рекомендуется не обходить стороной те знания, которые получают специалисты, и соединить обе категории.
Кроме того, надо помнить, что все западные авторы предполагают, что читатели знакомы с базовыми концепциями планирования, управления и системного мышления (что в российских реалиях встречается редко). Поэтому имеет смысл подойти к изучению всей литературы целостно, отслеживая взаимосвязи, и возвращаться к уже прочитанным материалам.
Маркетинг и менеджмент
Ознакомившись с основами маркетинга, можно не только стать объективнее, научиться грамотно определять аудиторию, общаться с ней на любом уровне - от дизайна сообщества до создания контента, но и осознать свою пользу для организации и мира. Менеджмент научит принимать взвешенные решения, успевать делать проекты в срок, а также отучит от детского максимализма. Отдельная польза маркетинга и менеджмента для специалистов по SMM и контент-маркетингу заключается в том, что эти знания помогут понять работу большого «маркетингового пирога» - департамента маркетинга или маркетинговых коммуникаций.
Для специалистов
Для руководителей
Дополняющие дисциплины
Изучив книги в этом блоке, вы поймете, как люди принимают решения, с помощью каких инструментов определить желания читателей, как правильно должен быть сверстан текст и скомпонована иллюстрация, а также получите ценные знания о работе с сообществами, как с проектами.
Уверен, что, изучив эти материалы, вы добьетесь прорыва в своих SMM или маркетинговых проектах.
Автор выражает благодарность Андрею Сикорскому, Андрею Себранту и Илье Рудерману за помощь при подготовке статьи.
Источник