Почти гром в ясном небе. Начало

Feb 26, 2023 12:17



Republick XF-84H Thunderscreech
Если верить книге рекордов Гиннеса - самый быстрый винтовой самолет в истории и единственный винтовой самолет, линейная скорость винтов у которого превышала скорость звука. Однако, его рекорд - 1003 км/ч никогда не был подтвержден официально, зато "Громовой Крик" без сомнения был самым громким самолетом в истории (однажды у командира находившегося неподалеку от разогревавшего двигатель "Тандерскрича" С-47 под воздействием звуковых волн начался припадок эпилепсии, хотя никогда ранее ничего подобного не наблюдалось) и самым бесполезным (двигатель требовал получасового разогрева). Испытатели его реально боялись, так как после превышения скорости 840 км/ч он начинал терять устойчивость, а 10 из 12 испытательных полетов закончились вынужденными посадками. И это был уже 1955 год, когда сверхзвук был уже несколько лет как преодолен и в ВВС всех развитых авиационных держав уже начали поставляться серийные сверхзвуковые истребители.

В 70 километрах от города, где я живу в советские годы была большая авиабаза, истребители с которой регулярно проходили звуковой барьер прямо над областным центром. Не знаю, давало ли начальство им за это по шее, но факт в том, что я привык к подобным звукам и воспринимал их как нечто обыденное.



Bell X-1
Первый самолет, превысивший скорость звука. На нем же все тот же Чак Йегер 12 декабря 1953 года впервые превысит и скорость в 2 Маха, разогнавшись до 2608 км/ч.

Много позже я узнал про американца Чака Егера (1923-2020) - первого человека, сумевшего преодолеть звуковой барьер. Это произошло 14 октября 1947 года, а самолет назывался Bell X-1 и был оснащен ракетным двигателем. Впервые на турбореактивном истребителе скорость звука была достигнута советским летчиком-испытытелем Олегом Соколовским (1916-49) на опытном истребителе Ла-176 26 декабря 1948 года. Однако, это было сделано со снижением.



Ла-176
Первый турбореактивный самолет, преодолевший звуковой барьер. Но в полете со снижением. В серию пошел под названием Ла-15, но не стал настолько же популярным как МиГ-15.

Также известно, что никогда не удавалось достичь скорости звука на самолетах с винтовыми движителями, хотя в США был создан опытный турбовинтовой истребитель McDonnell XF-88B, на одном из экземпляров которого вместо турбореактивного двигателя был установлен турбовинтовой Allison T38 и данный девайс сумел таки преодолеть скорость звука, НО в пикировании. В горизонтальном же полете официальный мировой рекорд винтовых самолетов FAI сейчас принадлежит итальянскому бизнес-джету Piaggio P.180 Avanti, который 6 февраля 2003 года на маршруте из Форт-Уорта в Атланту показал среднюю скорость 927,4 км/ч.



Ту-95 1952 года
Вероятно, самый быстрый в истории аэроплан с винтовыми движителями. То, что самый быстрый многомоторный - вне всякого сомнения.

Однако, есть два нюанса. Во первых, известно, что советский стратегический бомбардировщик Ту-95 разгонялся до 975 км/ч (что не мудрено с теми двигателями, что на него установлены !), но СССР никогда не озабачивался проблемой установления официального рекорда, а во вторых, Книге Рекордов Guiness в качестве рекорда для винтовых самолетов указан результат американского экспериментального истребителя XF-84H Thunderscreech, якобы достигшего скорости 1003 км/ч.

То есть, в принципе, современный винтовой самолет может в пикировании достичь скорости звука, тогда как имеет скорость в горизонтальном полете у самых быстрых турбовинтовых самолетов примерно на 200 км/ч больше, чем у быстрейших истребителей Второй Мировой войны.



Piaggio P.180 Avanti
Именно этот самолет является владельцем официального рекорда скорости FIA для самолетов с винтовыми движетелями - 927,4 км/ч. "Аванти" - самый амбициозный национальный авиационный проект Италии. Всего произведено 265 бизнес-джетов, но в последние годы компания Piaggio Avai находится на грани банкротства. Кстати, именно "Пиадджио" создал единственный итальянский стратегический бомбардировщик Второй Мировой войны.

И вот тут возникает вопрос - а делались ли попытки разогнаться до максимально возможных скоростей, однозначно превышавших рекордные, во времена самолетов с поршневыми моторами, то есть в 1930-40е годы ?

Да. И это довольно интересная история !

............................
Лесная эльфийка арт и другие художественные изображения в стиле фентези и сай-фай на сайте ЧиллВилли.Клаб. Все бесплатно, все в высочайшем качестве, все доступно для использования в социальных сетях, на форумах и в блогах.

авиация, история

Previous post Next post
Up