Оригинал взят у
haspar_arnery в
Предвыборные лозунги нацистов в избирательных компаниях 1929-1932 гг.Текст доклада, который я прочитал вчера на круглом столе организованном ОКП. Сейчас кажется надо еще добавлять, что приведенный в статье иллюстративный материал не является пропагандой нацизма и представлен исключительно в научных целях? ))
Для эффективного противостояния фашистской угрозе в наши дни, коммунистам и их союзникам неизбежно придется обращаться к урокам прошлого, и прежде всего к победе германского нацизма в 1933 году.
Причины этого мне представляются вполне очевидными: Нацизм был самой реакционной диктатурой XX века. Нацизм одержал победу в высокоразвитой индустриальной стране с сильнейшим рабочим движением. Созданная нацистами мифология, прежде всего антисоветской и антикоммунистической направленности, до сих пор находит своих приверженцев и почитателей, причем к сожалению, не только среди последователей нацизма, но и среди либеральных кругов, а так же «левых» сект. Тактические, пропагандистские и организационные методы нацистов и по сей день служат образцом для фашистских и ультраправых организаций.
Именно тактическим методам нацистов и посвящено данное сообщение. Хронологически оно охватывает период с 1929 по 1933 год, время за которое партия Адольфа Гитлера превратилась из региональной группировки в ведущую политическую силу Германии. На выборах в рейхстаг в сентябре 1930-ого года нацистская партия получила 18.6% голосов. Число голосовавших за нее выросло в 8 раз, с 800 тыс. до 6.4 млн. человек - беспрецедентный феномен в европейской истории. Свой успех нацисты подтвердили и на парламентских выборах в июле 1932 года, когда число их избирателей удвоилось с 6.4. млн. до 13.7. млн. человек.
На данный момент существует богатейшая библиография дающая различные объяснения триумфального взлета нацистской партии. Среди объяснений данного феномена фигурируют как объективные причины - крах капиталистической экономики в результате Великой депрессии, страх немецкого правящего класса перед подъемом рабочего движения, люмпенизация и радикализации «среднего класса», так и субъективные предпосылки - вроде особенностей немецкой культуры и личность Адольфа Гитлера. Много написано о передовых методах организации нацистской предвыборной пропаганды: использование радиовещания, кинематографа и даже авиации для пропаганды своей партии. К сожалению, на сегодняшней день есть немало работа призванных не устанавливать факты, а дезинформировать читателей, скрывать или затушевывать тот очевидный факт, что нацисты пришли к власти опираясь на поддержку финансового и промышленного капитала, а их основной массовой базой являлся немецкий «средний класс».
Мы же обратим внимание лишь на то, с какими непосредственно лозунгами партия Гитлера обращалась к гражданам Германии.
Плакаты
Прежде всего, рассмотрим предвыборные плаката нацистов, их основной путь связи с избирателями. Во время перевыборных компаний начала 1930-хх годов подобными яркими постерами были заклеены все улицы немецких городов, что было по тем временам большим новшеством. В рамках подготовки данного доклада, я ознакомился с 28 предвыборными плакатами нацистской партии за период с 1929 ого по 1933 год и разделил их на несколько групп в соответствие с их направленностью.
"Национал-социализм - организованная воля народа"
Наибольшее число, - 16 плакатов, сводятся к общим призывом голосовать за нацистскую партию или создают положительный образ нацистов в глазах немцев. Фигуры рабочих, крестьян, фронтовиков должны были заставить самые широкие слои немецкого общество ассоциировать себя с нацистами. Картины строящихся заводов, колосящихся полей, небоскребов, автомобилей и аэропланов подчеркивали, что нацисты это созидательная сила. Размещенные под плакатами лозунги - «Воля народа», «Народ и Свобода», «Любящий Свободу вступай в СА», «Сокруши систему» указывали на «национально-освободительный» характер нацизма.
Грустный, напоминающей Чарли Чаплина, Гитлер - ветеран германской армии.
Ко второй по величине группе относятся плакаты посвященную фюреру нацистской партии - Адольфу Гитлеру. Их всего одиннадцать. Это вполне объяснимо, поскольку Адольф Гитлер неоднократно выдвигался на пост канцлера Германии и представлялся нацистами как мессия призванный спасти Рейх. Плакаты подчеркивают образ Гитлера как сильной личности, боевые заслуги фюрера нацистов на фронтах Мировой войны и … опровергают нападки оппонентов на его австрийское происхождение. Так один из плакатов подчеркивал, что Гитлер воевал на Западном фронте в составе немецких частей.
Смерть лжи! Марксистской конечно.
Третья группа это антикоммунистические и антимарксистские постеры - всего их девять штук. Коммунисты и социал-демократы были главными противниками нацистов, что делало их первоочередной мишенью нацистской пропаганды. Плакаты представляют нацистов силой способной защитить Германию от «Красной угрозы», обвиняют коммунистов в связи с финансовым капиталом, призывают не верить «марксистской клевете». Стоит отметить, что как минимум три антикоммунистические плаката имеют антисемитский подтекст - коммунисты на них представлены марионетками евреев или партнерами еврейского капитала.
И нацисты были против коррупции Януковича
К четвертой группе относятся социальные плакаты обещающие немцам «Хлеб и работу» - всего существует три таких плаката. Довольно примечательно, что в разгар экономической катастрофы нацисты были весьма лаконичны в своих социальных обещаниях.
Наконец, по одному плакаты было посвящено борьбе с коррупцией и «еврейским засилием».
Какой же образ нацистской партии создается из этих пропагандистских материалов? На плакатов мы видим динамичную силу, обращающуюся к всем слоям немецкого общества. Мы видим партию возглавляемую Адольфом Гитлером, сильной личностью и ветераном войны. Наконец, мы видим последовательных борцов с марксизмом. Отметим, что нацистские плакаты редко содержат какие то конкретные социальные обещания. Более того, можно сказать, что нацистская визуальная пропаганда по своей абстрактности и бессодержательности вполне может сравниться со многими предвыборными бильбордами, которые мы можем видеть сегодня, вдоль дорог накануне выборов в Госдуму.
Статьи и радиообращения
А какую информацию о нацистском движении избиратели Германии могли получить из радиообращений и со страниц газет? Для примера рассмотрим статью Йозефа Геббельса «Мы голосуем за Адольфа Гитлера», опубликованную в нацистской газете Der Angriff 7 марта 1932 года, накануне первого тура президентских выборов. Каким предстает нам Гитлер со страниц этой публикации?
Прежде всего Геббельс очерчивает цели и задачи Гитлера: объединение всех немцев в единый Рейх и решение социально-экономических вопросов. Будущий министр рейхспропаганды подчеркивает, что именно как австриец, Гитлер живет тоской по «Германской империи» и хорошо знает нужды трудящихся поскольку и сам в молодости был простым рабочим в Вене и Мюнхене.
Почему же именно Гитлер способен достичь этих целей? На этот вопрос Геббельс дает простой ответ - фюрер начал с «презираемой крохотной секты» из шести человек и «к одному из самых впечатляющих движений в Европе». Только такой человек сможет спасти Германию.
По словам Геббельса, нацисты это партия всех немцев, в которой «герцог стоит плечом к плечу с рабочим, а студент рядом с солдатом». «Национал-социалистическое движение прочно стоит на земле, но его цели обращены к звездам». Главный гитлеровский пропагандист подчеркивает, что в нацистскую партию входят «лучшие люди Германии».
Власть, отказывается признавать проблемы стоящие перед немецким обществом - «экономика погружена в анархию, финансы находятся в безнадежном состояние, миллионы и миллионы немецких рабочих, фермеров и представителей среднего класса являются жертвами этого рокового курса».
Спасение, конечно может принести только один Адольф Гитлер. «Тот кто выступает против классовой борьбы и братоубийства, кто ищет выход из хаоса и путаницы, тот будет голосовать за Адольфа Гитлера! Он являет собой пробуждение юного немецкого идеализма, национального действия, он является носителем экономического и социального обновления».
Резюмирую данную публикацию мы можем свести ее простым тезисам: «Если Гитлер смог создать партию, он сможет решить проблемы Германии». «Нацисты это лучшие представители немецкого народа». «Мы идеалисты и решим проблемы которые игнорирует «система». Каким образом нацисты планирует решать проблемы Германии Геббельс разумно умалчивает. Обращают на себя постоянные призывы к единству немцев и выпады против классовой борьбы. Так же внимательного читателя мог насторожить лозунг «объединения немцев в один рейх», способный повлечь за собой начало новой войны. Впрочем, подобный лозунг присутствовал на знаменах и куда более умеренных партий чем нацисты.
Помимо общих лозунгов обращенных к широким массам немецких избирателей, нацисты пытались установить контакт со всем слоями немецкого общества. Так в обращениях к католикам, подчеркивалось, что Гитлер является верным сыном римско-католической церкви. Пенсионерам была обещана защита от инфляции. Особое внимание уделялось работе с молодежью. Название статьи Георга Штрассера - «Уступите дорогу, старики» превратилась в еще один лозунг нацистов. Для студентов из либеральных и консервативных семей партия Гитлера стала удачным совмещением модной и современной силы с легким бунтом против политических пристрастий родителей.
Заключение
Какие же выводы мы можем сделать на основе вышеприведенных примеров нацистской предвыборной пропаганды? Нельзя не согласится с британским историком Алан Буллоком, что нацистские лозунги предназначались каждому человеку и носили «народный», «фелькише» характер. Этим они заметно отличались от лозунгов прочих немецких партий того времени, которые апеллировали к конкретным классам или социальным группам.
Так же мы подчеркнем, что лозунги нацисткой партии не указывали конкретных путей решения стоящих перед немецким обществом проблем. Они призывали верить в Гитлера и нацистов, которые добились успеха и стали ведущей политической силой в стране, а следовательно встав во главе страны смогут привести к процветанию и Германию. Все это несколько напоминает многие предвыборные лозунги идущих в политику миллионеров - «Я разбогател, я сделаю богачами и вас».
Наконец последний, но пожалуй самый важный момент. Нацистские лозунги обращенные к широкому немецкому избирателю не делали упор на экстремистках аспектах нацистской идеологии, которая в дальнейшем стала «визитной карточкой нацизма». Мы не видим в них призывы к созданию концлагерей, этническим чисткам, завоевательным войнам, экспериментам в области евгеники. Даже антисемитизм, самая известная черта германского фашизма в предвыборной пропаганде 1929-1933 года отходит на задний план. Как мы видели этой теме был посвящен только один пропагандистский плакат той эпохи. С этим согласен и известный специалист по истории антисемитизма проф. Роберт Вистрих, который обращал внимание на этот факт в свои лекциях по истории нацистской пропаганды прочитанных в стенах Иерусалимского университета. Остается только возмущенно воскликнуть - «Где же вы видите здесь фашизм?!»
Из приведенных документов и цитат становится понятной точка зрения известного правого историка Эрнста Нольте, считавшего, что немецкий средний класс увидел в нацизме «умеренную силу», меньшее по сравнению с коммунизмом зло и с радостью поддержал «национальную революцию». В других исторических условиях на его месте вполне мог оказать и средней класс любой другой страны - Франции, Англии, США.
Но самое тревожное это то, что опасность не канула в прошлое. Более чем наивно полагать, что сегодня где-нибудь возникнет массовое фашистское движение возглавляемое персонажем с усиками под Гитлера и распевающее «кожу с голову на долой и на абажур». Мы видим, что сами нацисты выходили на общегерманскую политическую сцену под более чем умеренным лозунгами, делая упор на харизму своего лидера и на мощь своей организации. И наша задача как марксистов сегодня заключается не только в умение посредством марксистского и классового анализа, распознать зарождающиеся фашистское движение под любой маской , но и в способности донести эту информацию до широких масс трудящихся.
http://1917.com/XML/i+GISUa4uZT+7Se-EbJMYLJc3oc.xml