(no subject)

Mar 12, 2013 10:32


5.03.2000 Неделя мясопустная, о Страшном суде. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Неделя осталась у нас до Святого и Великого поста. И эта неделя дается нам Церковью для того, чтобы мы с особым вниманием приготовили себя к несению этого поста; приготовили в первую очередь тем, что осознали, что пост нам просто необходим, что без него мы с вами не сможем исправить свою жизнь. И Церковь указывает нам на то, что жизнь нашу с вами нам надо исправить. Нет человека среди нас ни одного, который бы сказал о себе: "Мне нечего исправлять в своей жизни, у меня все в порядке в моей душе, я все правильно делаю, я во всем правильно поступаю, я все правильно говорю..." - нет среди нас ни одного такого человека. И Святая Церковь, подготавливая нас к труду, которым мы должны заняться во время Святого и Великого поста, помогает нам лучше увидеть наше духовное состояние, увидеть наши недостатки, увидеть, как далеко мы с вами стоим от той меры совершенства, к которой все призваны.

Сегодня перед нами открывается в Святом Евангелии, которое мы только что слышали, картина последнего момента существования этого мира, то, чем завершится человеческая история, то, какой итог нашей с вами жизни будет. И Святая Церковь обращает наши с вами мысли к этому для того, чтобы мы увидели неправоту многих и многих своих дел и своих поступков.

По сути дела то Евангелие, которое только что было услышано, не нуждается в особом специальном разъяснении, ибо Господь представляет нам окончание человеческой истории таким образом, когда каждый человек, представ перед Ним, даст ответ о своей жизни, даст ответ о своих поступках, когда совесть человека сама за него скажет. - Та совесть, которая сейчас у нас спит; та совесть которую мы сейчас сами связали своими грехами; та наша совесть, которой мы заткнули рот, чтобы она не беспокоила нас в этой жизни - так мы нехорошо поступаем со своей совестью.

И вот, Господь рассказывает нам простую притчу, которая должна освободить нашу совесть с тем, чтобы наша совесть нам сказала - кто мы есть на самом деле. И Господь говорит о том, что когда Он придет вновь в мир во славе Своей, тогда все люди разделяться на две части так, как пастырь разделяет овец от козлов. И одни станут с правой стороны, а другие с левой. И, обратившись к тем, кто будет с правой стороны, Господь скажет: "Приидите, благословенные, наследуйте Царство, которое Я приготовил вам от сотворения мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня. Я был раздет, и вы одели Меня. Я был болен, и вы посетили Меня. Я находился в тюрьме, и вы пришли ко Мне".

И спросят те, которые с правой стороны от Господа: "Господи! Когда же мы Тебя видели или голодным, или жаждущим, или раздетым? Когда Ты был в больнице или в тюрьме?" - А Господь им скажет: "Все доброе, что вы сделали для ближних своих, вы для Меня сделали".

И наоборот, обратится Господь к тем, кто окажется с левой стороны от Него: "Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня. Я жаждал, и вы не напоили Меня. Я был раздет и вы не одели Меня. Я находился в больнице и был в тюрьме, и вы не пришли ко Мне".

И тогда с ужасом спросят и другие: "Господи! А когда мы могли видеть Тебя или голодным, или жаждущим, или раздетым, когда Ты был в темнице, или болен был?" - А Господь скажет: "Все, что вы не сделали для ближних своих, вы для Меня не сделали.

Вот, дорогие братья и сестры, картина последних дней мира - то, что мы в страхе называем Страшным судом. Мы называем так потому, что нам, нашей совести, если она проснется, должны быть страшны эти слова, ибо как мало в нашей жизни милосердия и сострадания, как мало в нашей жизни подлинной любви, стремления сделать добро друг другу! Как часто, почти постоянно, мы закрываем свои глаза, свои уши, закрываем свое сердце, чтобы не видеть, не чувствовать боли других, их страданий! Как часто мы оправдываем сами себя тем, что у нас и своих проблем много, своих печалей достаточно, своих несчастий достаточно и своих болезней достаточно и нас-то некому пожалеть - когда нам еще к кому-то быть милосердными? - Какое пустое самооправдание! Вспомним ту картину Страшного суда, которую мы только что слышали в Евангелии, и подумаем: Чем мы оправдаемся пред лицом Божиим? С какой стороны мы встанем? Что сделали мы в этой жизни?

Границ для милосердия нет. Господь, называя основные физические потребности человека, конечно же, говорит и о духовных потребностях, и о жизни сердечной, и о взаимоотношениях между людьми - обо всем этом говорит Господь. Но действительно, где мы возьмем силы на то, чтобы быть сострадательными? Где мы возьмем себе решимости быть милосердными? Где мы найдем мудрости, чтобы решить, как нам поступать в нашей жизни?

И вот, для этого, дорогие братья и сестры, Церковь Святая существует на земле. Для этого ее Господь создал, чтобы нам с вами помочь, чтобы дать нам эти силы, чтобы благодатью Своею освятить и укрепить нас, чтобы направить нас в нашей жизни. - Для этого в Церкви все есть: и благодатные таинства церковные, есть непрестанная молитва Пресвятой Владычицы Богородицы и всех святых, есть благословение Ангелов-хранителей, которые над каждой человеческой душой молятся и трепещут. - Все есть в Церкви для этого, только мы с вами должны послушать голос Церкви о пойти за нею. И если мы пойдем по этому пути, мы найдем силы к исправлению своих грехов и недостатков; найдем силы к тому, чтобы быть милосердными и сострадательными; глаза наши с вами откроются. Потому что в этой же притче не говорится о том, что человек будет где-то ходить и разыскивать этих людей голодных, или раздетых, или больных - нет, они человеку самому постоянно встречаются на жизненном пути. Каждый день и в своей семье мы сталкиваемся с тяжелыми проблемами даже с нашими близкими людьми, которые нуждаются в нашем милосердии и сострадании. Каждый день Промысел Божий дает нам возможность встречаться с теми людьми, которым нужна какая бы то ни было наша помощь, которая может в самых простых вещах выражаться и не обязательно это должно быть нечто сложное, но самое простое: доброе слово, участие, терпение - то, чего нам так в жизни не хватает.

И вот, как раз время поста и есть то самое время благоприятное, которое поможет нам с вами исправить наши грехи, раскаяться в них. Время поста - то самое благодатное время, когда мы сможем изменить свои отношения друг ко другу, а, значит, и к Богу, потому что, оказывается, Бог будет судить нас через то, как мы друг к другу относимся. Не зря в Священном Писании говорится: "Суд без милости не сотворившему милости" (Иак. 2, 13), какой мерой вы меряете, такой и вам отмерят (Лк. 6, 38).

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием святое евангельское назидание, обратимся всей душой к молитве и будем просить у Спасителя мира, чтобы Он наставил нас на путь покаяния, чтобы Он помог нам и дал нам силы и решимость пройти постный путь, покаяться в своих грехах; будем просить у Господа сил, чтобы нам в нашей жизни быть милосердными и сострадательными, чтобы, когда закончится наша временная жизнь, мы оказались с правой стороны от Господа нашего и услышали слова Его: "Приидите, благословенные, наследуйте Царство, которое Я уготовал вам от сотворения мира".

Аминь.

недели подготовительные к Великому Посту

Previous post Next post
Up