(no subject)

Sep 05, 2021 09:16

16.08.2015. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Есть такие человеческие понятия, которое близки нашему сердцу и без особого объяснения. Ну, например, понятие справедливости, каждый из нас желает справедливости, нам хочется, чтобы наша жизнь была устроена справедливо, чтобы наше государство было справедливо, потому что справедливо, когда зло бывает наказано, справедливо, когда, кто усердно трудится, получает достойное вознаграждение, равно так, как справедливо, когда без денег ничего не получается, справедливо, когда люди приобретают трудом своим, а не обманом то, что необходимо им для жизни, справедливо, когда долги вовремя возвращаются. Много очень есть понятий справедливости в этой жизни и, как правило, нас очень часто возмущает, когда мы видим в жизни несправедливость, как правило мы эту несправедливость видим тогда, когда она относится каким-либо образом к нам, когда мы не получаем чего-либо заслуженного нами, когда мы живем хуже, чем могли бы или питаемся тоже хуже, чем могли бы, или когда нас обижают, мы всегда думаем, почему же в мире так мало справедливости, и это правда, в мире действительно справедливости недостаточно, ее мало, но удивительное дело, о чем мы в Церкви всегда молимся? Какая самая частая молитва у нас в храме Божием, чаще всего какую мы молитву говорим? Мы говорим: «Господи, помилуй», и повторяем каждую службу: «Господи, помилуй», чего мы просим от Бога? Справедливости? Нет, мы просим у Него милости, а милость это, что-то совсем другое. Почему же в недостатке в мире справедливости? Мы тем не менее, обращаясь к Богу, просим у Него милости, в храме просим и есть известная молитва Иисусова, которую рекомендуют святые отцы, всегда ей молиться, дома, в пути: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», то есть, опять милости просим, и вспомните, когда мы входим в храм, какую мы должны в первую очередь прочесть молитву? Мытаря, который, войдя в храм, не мог поднять глаз вверх, только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному».
В чем же дело? Почему мы молимся и просим все время о милости? И практически никогда о справедливости? А потому что, дорогие братья и сестры, мы с вами видим, когда несправедливость нас касается, но когда мы справедливо должны бы за что-либо получить наказание, этого мы не видим и не чувствуем, мы не чувствуем, когда обижаем и должны бы быть за это наказаны, мы не замечаем, когда падаем и ведем себя нечестно, и за это ведь тоже нам должна быть определенная кара, мы не замечаем, когда мы гневаемся и злобствуем, мы не замечаем, когда ведем себя развратно, когда мы сами отступаем от всех Заповедей Божиих, мы не замечаем, как мы попираем Закон Божий, а ведь справедливость заключается в том, что всякое зло должно быть наказано, и в том, что любой грех должен быть наказан, но смотрите, что Бог делает? Бог нас, грешников, вместо того, чтобы наказать и всех определить в место мучения, приходит Сам в этот мир, становится человеком и берет на Себя наши грехи, Он за нас отвечает, Он за нас страдает. Разве это справедливо? Совсем несправедливо, но это милосердно. Потому что милосердие - это форма любви, а Бог и есть любовь.
Милосердие - это проявление любви, милосердно прощать, милосердно делать добрые дела и не ждать, что тебе кто-то за это возместит, милосердно для других трудиться, а не для себя, милосердно давать и не ждать, что тебе отдадут то, что ты дал, вот это милосердие, и значит, когда мы просим милости у Бога, мы просим, чтобы Он простил нам, в первую очередь, все наши грехи.
Самая главная молитва, которую Сам Господь Иисус Христос дал нам, знаете, начинается словами: «Отче наш, иже еси на небесех», такие там есть слова: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», то есть, прости нам наши долги. Какие у нас долги перед Богом? Это грехи. Прости нам наши грехи, как и мы прощаем другим, значит, как мы будем прощать, так и нам будет прощено, итак, мы постоянно молимся и просим у Бога милости, а как нам эту милость получить? Какое условие есть для того, чтобы эту милость получить?
И вот только что в Святом Евангелии мы слышали притчу, которую рассказал Сам Господь Иисус Христос, где объясняется, как нам получить милость от Бога, как нам получить прощение грехов, Господь говорит: «Царство Небесное подобно следующему…», видите, Царство Небесное, то есть, указывается не Земное царство, не государственные законы, не земные взаимоотношения, а отношения между Богом и человеком. Царство Небесное, на что же оно похоже? Один господин, царь, решил собрать со своих подданных долги, и к нему привели человека, который должен был огромную сумму, там указано тьма талант, талант - это большая денежная единица в древнем Риме, золотая, но я не знаю, с чем сейчас сравнить, предположим, миллион долларов или больше, и по закону этого человека надо было посадить в тюрьму, все его имущество продать, скот продать, все семейство тоже посадить или отдать в рабство. Так вот, такие жестокие законы были тогда, впрочем, сейчас кредитные законы не лучше. И что же этот человек? Начинает просить господина, чтобы он оказал ему милость и простил ему, потому что у него нет возможности отдать этот огромный долг, нет. И что делает господин? Он прощает. Удивительное дело, он оказывает ему милость, он прощен, его долг ему списывают. Выходит, этот человек, которому простили долг, и встречает своего товарища, а этот товарищ ему должен был сто монет мелких, ну, не знаю может по-нынешнему, предположим, 1000 рублей, и он его хватает и говорит: «Отдай деньги немедленно», тот начинает его умолять, говорит, у меня сейчас нет, подожди, я тебе отдам, но он неумолим, берет этого человека, ведет к судье и того сажают в тюрьму. Ему только что простили огромнейшую сумму, а как он поступает со своим товарищем? Увидели это друзья посаженного в тюрьму, пришли и доложили царю, и тогда господин вызывает к себе его и говорит: «Почему ты так поступил? Почему ты не был милосердный также, как я был милосерд к тебе? А поскольку ты не оказал милости, то тогда приводится приговор в исполнение», его берут и самого сажают в тюрьму, и он не выходит оттуда до конца своей жизни.
Вот такую притчу рассказал Господь Иисус Христос для нас с вами, чтобы мы понимали, что такое милость Божия. Какой вывод, как заслужить милость Божию? Надо самим быть милосердным, надо другим прощать, и нам Бог простит, а если мы не будем прощать, если мы будем подобно этому немилосердному выискивать и помнить все грехи, и мстить, и ни в коем случае ничего доброго для них не делать, то как мы сможем говорить: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», суд без милости, не сотворшему милости. Мы не простим, значит, сколько бы мы не говорили: «Господи, помилуй», мы милости от Бога не получим, а нам-то есть, за что ответить, потому что каждый из нас, если заглянет в свою душу, увидит, насколько далеко он отстает от того высокого звания христианина, увидит, что нет ни веры подлинной, ни надежды, ни любви, ни добрых дел, а о сквернах и грехах даже перечислять нет смысла, потому что, как говорят святые отцы, они больше, чем песка морского, тут уже не миллионном, ни тьмою талант, а гораздо больше, и все это мы должны перед Богом, но Бог все нам это прощает, если мы будем прощать друг другу.
Дорогие братья и сестры, услышим сегодня эту притчу, рассказанную Самим Господом Иисусом Христом, которая объясняет тайну Царствия Божия, приложим все усилия прощать друг другу, примиряться друг с другом, быть милосердными, оказывать милость, ибо блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут. Аминь!

недели по Пятидесятнице

Previous post Next post
Up