Jun 13, 2021 09:08
27.05.2012 Неделя 7-я по Пасхе. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы слышали с вами, как молился Спаситель Господь наш Иисус Христос о созданной Им на земле Своей Церкви (Ин. 17, 1-13). Эта молитва называется первосвященнической молитвой. И в ней есть такие слова, которые дают нам объяснение, в чем смысл действий наших, когда мы поступаем в соответствии с нашей верой. Иисус Христос сказал: «В том есть жизнь, - это он обращается к Своему Небесному Отцу, - чтобы познали Тебя, истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (см. Ин. 17, 3). Вслушайтесь: жизнь, оказывается, может быть настоящей только тогда, когда человек познает истинного Бога. Без познания Бога нет жизни.
«Но как же так, - скажем мы, - почему нет? Сколько людей абсолютно не знают Бога и живут». Ну, во-первых, нет ни одного человека, который бы абсолютно не знал Бога. Потому что в каждом человеке есть образ и подобие Божие и в каждом человеке есть душа. И даже если разумом своим человек не понимает необходимости веры, душа у него все равно стремится к Богу. И даже если ему не открыта истина о Господе через Церковь, он ищет - и, увы, придумывает иногда себе ложных богов, обожествляя либо героических личностей, либо государственное устройство, либо свои собственные страсти. Фактически не только древние люди, которых иногда называют дикарями, делали себе идолов и служили им, но и современный человек недалеко от них ушел: когда он не знает истинного Бога, он сам себе придумывает ложных богов и им кланяется. Но отличие ложного бога от Бога истинного заключается в том, что ложный бог ничего не может дать человеку, и человек растрачивает свои внутренние силы и оказывается один на один с пустотой в своей душе. Отсюда беды, скорби, несчастья, трагедии, которыми постоянно сотрясается наша жизнь. Это от одного - от недостатка богопознания. Потому что и мы, именующие себя православными, таковыми себя называем, но по жизни очень часто бываем далеки от того пути, который заповедал нам Христос. И поэтому нет в нас богопознания. А раз мы не знаем истинного Бога через жизнь свою, то вот, в нашей жизни и беспорядки, и нестроения, и скорби, и несчастья.
Господь Иисус Христос для того и основал на земле Церковь, о которой, вы слышали - в изложении святого Иоанна Богослова, Он сегодня молился, прося о том, чтобы, как Он един со Своим Отцом, так и созданная Им через апостолов Церковь тоже была едина с Богом и, как в единстве Он пребывает с Отцом Своим Небесным, так Он молит Его, чтобы и мы с вами пребывали в единстве с Господом и Спасителем нашим, чтобы мы пребывали в единстве святой веры (см. Ин. 17, 11). Потому что если мы не будем знать Бога, то не будет у нас и истинной жизни.
Разве это жизнь, когда душу человека сотрясают, как ядовитые змеи, гнев и зависть, нечистота и мерзость, обман и ложь? Разве это жизнь, когда человек не понимает, для чего он проводит день за днем, полагая, что только именно в этой кратчайшей временной жизни, конец которой для каждого из нас наступит - мы не знаем когда, и есть подлинный смысл?
Подлинная жизнь - в Господе Иисусе Христе, когда человек знает, что он рожден для вечности, когда человек знает, что есть величайшее блаженство любви Божией, когда человек знает, что его душа предназначена для радости, когда человек знает, как можно исправить то, что он испортил, знает, что есть покаяние, которое очищает его душу, знает, что есть причастие Святых Таин Христовых, которое дает ему силы переносить все трудности жизни и пребывать вместе с Богом, знает, что есть благодать дара Духа Святаго, которая преподается в Церкви Христовой.
Дорогие братья и сестры! Период между Вознесением и Троицей в Святой Церкви является напоминанием об ожидании апостолами Духа Святаго. Иисус Христос, вознесшись от земли на небо, повелел Своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но пребывать в ожидании Утешителя. Иерусалим - святой город. Утешитель - это Дух Святой, Который придет, чтобы наставить их. Это случится на пятидесятый день после воскресения Христова, через десять дней после вознесения. Но в течение этих десяти дней апостолы находились в молитве и ожидании благодати Духа Святаго. Это некая аналогия, некое подобие нашей с вами земной жизни. Мы еще не знаем в полноте всех даров Духа Святаго. Но путь нашей земной жизни - это ожидание благодати дара Божия. И так же, как апостолам было повелено находиться в Иерусалиме в молитве, так это есть истинный путь богопознания и нам с вами: держать души свои в молитве, обращаться к Церкви Святой - здесь есть Небесный Иерусалим, и ожидать с верой и надеждой Духа Святаго, Который должен просветить каждого человека.
Собственно говоря, преподобный Серафим Саровский так и определил цель христианской жизни. Он сказал: «Цель христианской жизни - это стяжание Духа Святаго». «Стяжание» - то есть приобретение. Вот она, цель нашей жизни: приобрести дары Духа Святаго! Вот когда наступит богопознание - если в нас будет благодать Духа Святаго. Вот когда мы узнаем истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа - если наше сердце просветит благодать Духа Святаго.
Что мы должны для этого делать? Да то же, что апостолы: стремиться ко святыне и пребывать в молитве. Где мы можем прикоснуться к святыне? Как мы можем научиться молиться, если мы этого совершенно не умеем? Только Церковь Христова даст нам прикосновение к молитве, даст нам благодать дара Духа Святаго, укрепит и поддержит нас. Та самая Церковь, о которой, как слышали мы, молился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.
Дорогие братья и сестры! Ныне промыслом Божиим мы пришли в храм Господень, ныне мы вместе с вами совершаем совместную молитву, совершаем Божественную литургию. Помолимся о том, чтобы каждый из нас получил благодать дара Духа Святаго, чтобы мы с вами познавали истинного Бога Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
по пасхе