(no subject)

Jun 10, 2021 09:17

(01.06.2011 Вознесение Господне. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами духовно торжествуем о дивном событии евангельской истории, значимом для жизни каждого из нас, - о вознесении Господа нашего Иисуса Христа от земли на небо. Как и многое в евангельской истории, данное событие можно воспринять, понять, осознать не ограниченным человеческим разумом, - потому что разум человеческий существует во времени, и очень короткое количество этого времени, - а верующей душой нашей, которая есть у каждого.
Почему разум человеческий ограничен? Ну, как мы можем, например, воспринять такое песнопение, которое мы еще недавно в течение 40 дней слышали, и будем еще слышать, говорящее об искупительной деятельности Господа нашего Иисуса Христа. Вслушаемся в эти слова: «Во гробе плотски, - то есть плотью Иисус Христос лежал в гробу, - во аде же с душею, яко Бог, - значит, одновременно с этим Иисус Христос находился в аду Своею душею, - в раи же со разбойником, - то есть одновременно с тем, как Он во гробе лежал Своею плотью, как во ад сошел душой, в то же самое время в раю Он находился уже с разбойником, с тем самым, которому Он сказал: «Истинно говорю тебе, со Мною будеши в раи» (см. Лк. 23, 43), - и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный», - и одновременно со всем этим Христос находится на престоле, сидя одесную Отца. Как это одновременное нахождение Иисуса Христа можно нашему человеческому разуму воспринять? Но именно благодаря тому, что так и существует, так и есть, мы с вами получаем спасение.
Это для нас с вами существует цепочка времени, которую мы поэтапно должны пережить с вами. Для Бога времени не существует. Для Него не существует и пространства. Поэтому именно Он одновременно, Спаситель наш, и на престоле восседает, и из ада души человеческие изводит, и в рай их приводит, и с нами нисходит даже до нашей могилы.
Вот если на какой-то момент отрешиться от логического человеческого восприятия и приникнуть к этой высшей духовной мудрости, то мы тогда с вами осознаем верою своею смысл праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Он заключается в том, что не только Господь Иисус Христос победил смерть и разрушил ее власть над нами, не только открыл каждому из нас дорогу к воскресению, но и для каждого из нас открыл небо. Если мы с Христом живем сейчас, во временной жизни нашей, то мы с Христом и воскреснем и вместе с Христом взойдем на небеса.
Каковы они, эти небеса? Что они означают? Что там? Никто из нас этого не может себе и представить даже, своим ограниченным человеческим разумом, каковы небеса и какова радость блаженства единения с Богом, которую Господь для нас с вами устроил.
И именно поэтому Святая Церковь призывает нас ныне торжествовать, потому что Господь открыл для нас вход на эти небеса. Он, непостижимый, но пришедший для нашего спасения, воплотившийся в человека, вознес на небо не только Свою душу, не только вернулся Божеством туда, откуда нисходил, но Он вознес на небо и нашу человеческую плоть.
Обожение нашей плоти через вознесение завершилось. Если ранее, до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, закон плоти человеческой был равнозначен закону греха, теперь этот грех Господь испепеляет Своим Божеством; тех, кто идет за Ним, Он возводит от земли на небо.
Землею в церковном святоотеческом языке называется мир материальный - тот, который мы можем увидеть, тот, который мы можем ощущать своими органами чувств. Землею называется мир, который имеет закон, данный ему от Бога, но испорченный человеческим грехопадением. И поэтому, когда мы говорим о земле в духовном смысле, мы понимаем это как сознание человека, который не знает веры, не знает Бога, не знает истины, видит только то, что можно потрогать своими руками, и живет только ради своей плоти, не зная, что у него есть душа. И плоть такого человека не получает обожения, она не изменяется, она не просветляется; человек полностью тогда живет по законам земли.
Христос возводит нас от земли на небо, дая нам закон духовный - закон любви, милосердия, сострадания, веры, надежды, - познавая который через молитву, через участие в Таинствах, мы преображаем не только свою душу, но делаем нашу плоть способной к воскресению и к восшествию на небеса.
Дорогие братья и сестры! Великий духовный праздник ныне. Если бы Господь Иисус Христос просто на словах это объяснял, так, как я сейчас пытаюсь объяснить то, что невозможно изъяснить человеческими словами, ни один бы из нас не воспринял, не осознал, не понял, что же это значит - восшествие от земли на небо, но когда Он Сам видимым образом, так, что ученики Его видели, восшел от земли на небо, вознесся видимым образом, для учеников стало реально и понятно, что это значит. И они восприняли это и донесли Церковью Христовой даже до сегодняшнего дня истину о вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о том, что каждый из нас, кто с Христом един, тоже взойдет на небеса.
Дорогие братья и сестры! Торжествуя ныне о великом празднике, испросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил нашу душу и дал нам силы в этой жизни следовать за Ним, чтобы мы не только во временном отрезке, временном пути нашей жизни были вместе с Господом, но были с Ним и во гробе, и в воскресении, и в восшествии Его на небеса. Аминь.

двунадесятые праздники

Previous post Next post
Up