(no subject)

Feb 24, 2019 09:24

(03.03.2013 Неделя о блудном сыне. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через две недели начнется Святой и Великий пост, и Церковь готовит нас к этому великому событию года, потому что во время Великого поста мы с вами с особой внимательностью и с особым усердием обращаемся к состоянию своей души и прилагаем усилия, чтобы привести это состояние в должный порядок.
Каков духовный смысл поста какова его суть? Не надо для этого каких-то человеческих толкований или измышлений, потому что Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос раскрывает нам эту суть, Он Сам, не кто-либо другой. И вот сейчас только что мы слышали притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом (Лк. 15, 11-32). Нам нужно внимательно вслушаться в содержание этой притчи и отложить ее духовный смысл в своем сердце. Потому что во время Великого поста именно с этими мыслями и чувствами надо будет его нам с вами проходить.
Итак, с чего начинается притча? С того, что был отец, и у отца было два сына. Под отцом Иисус Христос изображает Бога. Действительно, это удивительное откровение для всех нас, и мы должны помнить, что Бог - наш Отец. Недаром главная молитва, которую Сам Спаситель дал нам, начинается словами: «Отче наш, Иже еси на небесех». Видите, Бог не чужой нам. Он не где-то далеко от нас, Он рядом с нами, Он заботливый Отец, Который умеет любить, Который назидает нас, Который стремится и желает, чтобы никто из нас с вами не погиб. И вот - два сына. И далее в притче младший сын обращается к отцу и говорит: «Дай мне полагающуюся часть имения» (см. Лк. 15, 11-12).
Вдумаемся в эти слова. Что просит младший сын? Какую такую «полагающуюся» часть имения? При какой ситуации вдруг сыну становится «положено» что-то от имения отца? При какой ситуации? Когда отец умирает. Тогда наследство передается сыновьям. Вдумаемся: отец жив, а младший сын уже смотрит на него, как на мертвого. «Дай мне то, что мне положено!»
Что же отображает это действие в притче? А вот что. Человек - сын Отца Небесного. Человек создан по образу и подобию Божию. Человек, когда живет вместе с Богом, соединен с любовью Божией, соединен Божественной жизнью, в Боге он черпает силы, Бог его опора. Без Бога для человека нет и смысла жизни, как и дерево не растет без корней. А тут что хочет человек? - Жить без Бога. Как будто Бога нет, как будто Бог умер. «Я хочу жить без Бога!» - говорит младший сын. То есть: «Зачем мне Божественные законы? Зачем мне заповеди Божии? Я хочу жить так, как сам хочу. Дай мне полагающуюся часть имения!» И Бог нам дает. Дает нам силы, дает нам разум, дает нам жизнь, дает нам наши таланты, наши способности. Все, что мы имеем в этой жизни, ведь мы не по праву имеем. Мы родились не потому, что сами захотели. Бог привел нас в эту жизнь, Он дал нам все. Но посмотрим в духовное зеркало на свои души. Не ведем ли мы себя так же, как повел себя младший сын? Не живем ли мы по своему разумению так, как будто Бога нет? Не поступаем ли мы в своей повседневной жизни без всякого внимания к заповедям Божиим, евангельским ценностям, к слову Божию? Вдумаемся и вспомним, как часто в течение дня мы о Боге вспоминаем? Как часто перед тем, как что-нибудь сделать, мы вспоминаем, как Господь заповедал нам поступить? Вдумаемся и вспомним! И увидим себя в этом духовном зеркале так же, как этого младшего сына, что, получив от Бога все, получив от Бога дар жизни, эту «полагающуюся часть имения», мы живем, как будто Бога и нет.
Вот отсюда все грехи. Мы не имеем памяти о Боге. И время Великого поста как раз для того нам дается, чтобы мы научились памятовать о Боге, помнить о Нем, в сердце своем к Нему стремиться.
Что дальше происходит в притче? Этот сын уходит от отца, живет распутно, блудно, быстро те деньги, которые ему от отца достались, пропивает, проедает, тратит, и вот наступает в этой земле, куда он ушел, голод. И тогда он бедствует и лишенный всего, не знает, что ему делать, приходит наниматься на какую-то работу, ищет работу, наконец, находит - его посылают пасти свиней (см. Лк. 15, 13-15).
Здесь надо сделать некоторое пояснение. В древнем Израиле свинья считалась нечистым животным. Ее мясо нельзя было, по закону Моисееву, употреблять в пищу. Евреи до сих пор свинины не едят. Нельзя в пищу употреблять, а уж тем более ухаживать за свиньями - кажется, дальше уж падения нет. Вот этим самым занятием одним штрихом рисует Иисус Христос крайнее падение этого младшего сына.
А дальше - этому человеку даже есть не дают. И он хочет есть из одного корыта со свиньями, но и этого ему не дают - смотрят, чтоб он не ел (см. Лк. 15, 16). Представляете, что происходит?
А какое отношение это к нам имеет? Очень простое. Человек, когда разрывает свою связь с Богом, пытается заместить ее чем-либо. И вот он думает, что эти вот мирские удовольствия, или мирские радости, или сиюминутные какие-то счастливые моменты, которые не связаны с Богом, составляют суть его жизни. Он гоняется сначала за красотой - потом красота уходит, гоняется за положением в обществе - потом и этого не получает, гоняется за своим материальным благополучием - и это от него ускользает. Он пытается жить без Бога по своему разуму, ищет какого-то смысла в жизни, но все это уходит от него. И, не обретя ничего, он начинает скорбеть: что нет у него красоты, что нет у него денег, что нет у него ума, что нет у него здоровья. Вот как этот младший сын: хочет поесть из свинского корыта, а ему не дают. Так и человек, который гоняется за греховными удовольствиями, никогда не получит от них удовлетворения. Это мираж, за которым человек стремится, а тот исчезает, как только он к нему приближается.
А что дальше происходит в притче? А дальше - обратим внимание, это нам очень важно, - человек приходит в себя, как говорится в притче (см. Лк. 15, 17). Приходит в себя и думает: «Что я делаю здесь, в этой стране? Почему я здесь сижу среди свиней у этого корыта? Ведь в доме отца моего даже для слуг всегда достаточно было хлеба! Что я делаю здесь? Встану и пойду к отцу моему. И скажу: «Отче! Согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня хотя бы как одного из наемников твоих» (см. Лк. 15, 17-19).
Видите? Человек пришел в себя. Что для нас здесь имеет значение? Почему перед Постом мы слышим об этом?
Великий пост - для того, чтобы мы с вами пришли в себя. Увидели свое состояние, сказали сами себе: «Что с нами? Почему вместо того чтобы любить друг друга, мы завидуем друг другу? Почему вместо того чтобы помогать друг другу, мы ненавидим друг друга? Вместо того чтобы говорить правду, мы обманываем. Почему мы лицемерим?» Надо прийти в себя, увидеть, что та пища, которой мы питаем свою душу, это наша злоба и осуждение, это наша суета и пустота духовная, пустое времяпрепровождение. Это не то, что приготовил нам Отец наш Небесный. У Отца Небесного всегда есть хлеб - истинный хлеб, духовный хлеб для тех, кто жаждет слова Его. Вот в Великий пост, дорогие братья и сестры, и будем приходить в себя и думать: «Встанем и пойдем к Отцу своему».
Пришел в себя этот младший сын, подумал и пошел. Пошел в обратный путь, в дом отца своего. Не только принял решение, но и совершает действие. Так и мы с вами в Великом посту - не только осознаем глубину своего греховного падения, но предпримем действия. Какие же это действия мы предпримем? Мы будем молиться усердно и будем поститься, стремиться жить по заповедям Божиим, контролировать себя и свои поступки, то есть приложим усилия.
А что дальше происходит? А отец, только увидев еще издалека, что сын идет, сам бросился к нему навстречу. Побежал к нему, обнял его и говорит: «Дайте обувь этому моему сыну, дайте ему перстень на руку его, оденьте его в лучшие одежды. Заколите лучшего теленка и будем пировать и радоваться, потому что мой сын пропадал и нашелся, погибал и ожил» (см. Лк. 15, 20-24).
Видите, как Бог реагирует на желание человека и на его труды? Иногда, когда мы начинаем постный труд, прочитаем жития святых, как святые молились, как они жили, и думаем: «Ой, нам так невозможно, мы не сможем так, мы не сможем так поститься, мы не сможем так молиться». Да, конечно, это так. Но Отец наш Небесный, увидев наше малое к Нему движение, Сам к нам идет. Он не ждет, когда мы завершим этот наш путь, он не оценивает, какие усилия мы к этому приложили. Он видит, что мы эти усилия прикладываем, и Сам идет к нам навстречу.
Это ободряет нас. И никогда не надо унывать, и никогда не надо сравнивать и говорить: «Такие мы грешные, что мы не сможем исправиться». Сможем! Если пожелаем и приложим усилия. Тогда Отец наш Небесный придет к нам навстречу.
Но притча этим не заканчивается. Она не только рассказывает о милосердии Отца Небесного к кающимся, она продолжается дальше. Потому что с поля, после тяжелой работы, возвращается старший сын. Старший сын никуда не уходил, был со своим отцом. И вот он приходит и слышит: что за музыка? Разве сегодня праздник? Что за торжество, что за пение? Не понимает, что происходит. А ему говорят: «Да это брат твой вернулся, и отец устроил пир». И что происходит со старшим сыном? Ужасная вещь происходит. Он разгневался, рассердился и не стал входить в дом своего отца (см. Лк. 15, 25-28).
Кто же это такой - старший сын? Кого изображает Иисус Христос в этой притче? Надо тоже обратить внимание. Разве нам с вами, людям, которые ходят в храм Божий и стремятся жить по заповедям Божиим, никогда в голову не приходило, что вот мы так живем и стремимся быть православными, а рядом с нами соседи какие-то нечестивые? Как они себя ведут, какие они недостойные! Помните, на прошлой неделе, как фарисей молился, мы слышали Евангелие? Как он там говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди - воры, обманщики и прелюбодеи» (см. Лк. 18, 11). Это опять в этой притче Иисус Христос предупреждает нас, что если мы стремимся жить в благочестии, пусть никому из нас не придет в голову других людей осуждать. Пусть никто из нас не вздумает взвешивать свои достоинства и чужие недостатки. Бог все взвесит, когда придет второй раз, и Страшный суд для всех нас будет. Вот Он тогда взвесит. А мы? Мы сами подлежим этому суду.
Но что и тут происходит в притче? Обратим внимание. Отец и к этому сыну идет. И его уговаривает, и говорит: «Что же ты не входишь?» А старший сын еще спорит, он даже не хочет называть младшего своим братом, он говорит: «Вот этот твой сын, блудник, который все твое имение пропил, проел, пришел, и ты для него такой пир устроил? А я у тебя работаю каждый день, и ты даже никогда козленка мне не дал, чтобы я порадовался и попировал со своими друзьями!» (см. Лк. 15, 28-30)
Обратим внимание, братья и сестры! Как это опасно! Почему огорчился старший сын? Козленка он от отца не получил! А то, что он постоянно с отцом вместе жил, это уже было ему не интересно. Посмотрим в духовное зеркало на свою душу: не увидим ли себя? Молимся Богу и говорим: «Господи, да что ж такое? Вот я и молюсь, я и пощусь, а болею и болею, и никак Ты меня от болезни не избавишь». Или: «Вот, мы так стараемся, молимся-молимся, а живем бедно, и никакой удачи в жизни». Разве никто из нас такой ропот не возносил в своем сердце? Как будто не наше счастье в том, что мы и знаем о Боге, и можем быть вместе с Ним, и получим то, что даже на ум нам сейчас не может прийти (см. 1 Кор. 2, 9)? Ибо нет радости большей единения с Богом в жизни вечной. А мы все ропщем, вот как этот старший сын: не дали нам козленка порадоваться и попировать.
А что отец ему говорит - и вместе с ним и нам с вами, вразумляя нас примером не только младшего, но и старшего сына? Он говорит: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое твое. А о том надлежит радоваться, что брат твой погибал и ожил, пропадал и нашелся» (см. Лк. 15, 31-32).
Вот, дорогие братья и сестры, это и нам с вами указание, как надо молиться о всех людях, чтобы они нашли радость общения с Отцом своим, как нам надо быть терпеливыми, неосудительными, не роптать. И во время Великого поста нам следует всему этому усердно учиться.
Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос раскрывает нам тайны Царствия Божия. Он Сам рассказывает нам, что нам нужно делать, чтобы мы с вами имели жизнь вечную. Сегодня мы услышали великую притчу, которая раскрывает нам духовные законы любви Бога нашего к каждому из нас, какой бы он ни был. Мы с вами дети Божии. Придем в себя и осознаем это. Подготовимся к Святому и Великому посту и пройдем его, для того чтобы всегда в сердце нашем был Бог и чтобы мы всегда жили с Отцом нашим Небесным, ибо «все Его и наше суть» (см. Лк. 15, 31). Аминь.

недели подготовительные к Великому Посту

Previous post Next post
Up