Feb 17, 2019 09:20
4.02.2012 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Через три недели, дорогие братья и сестры, начнется Святой и Великий пост. И сегодняшней службой мы открыли то время, которое является началом пения Триоди постной. Триодь постная - это такая церковная богослужебная книга, в которой содержатся молитвословия, совершаемые в период подготовки к Святому и Великому посту и во время Святаго и Великого поста, а также во время Страстной седмицы. И сегодня мы услышали это начало пения словами: «Не помолимся фарисейски, братия…»
Наверно, надо нам вспомнить, почему такие слова поются в самом начале Триоди постной. Это относится к тому Евангелию, которое мы услышим завтра на Божественной литургии, когда мы услышим рассказ Иисуса Христа, как два человека пришли в храм помолиться, и один был фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, который был уважаем в своем народе за то, что он внешне исполнял все установления закона Моисеева, прошел вперед и стал себя хвалить. Он вроде бы молился - казалось бы, молился, вроде бы обращался к Богу - казалось бы, обращался к Богу, но что он говорил? И, вроде бы, слова вначале хорошие звучали: «Боже, благодарю Тебя», - так начал он молиться. Но за что он стал Его благодарить? Он стал говорить Богу в молитве о том, какой он хороший: о том, как он постится, о том, как он соблюдает заповеди Божии, о том, как он дает милостыню. А в конце вообще завершил молитву словами: «Благодарю Тебя, что я не такой, как другие: прелюбодеи, воры, преступники закона».
Вот такая была «молитва» у фарисея. В кавычках молитва. Потому что это не обращение к Богу. Это была странная похвальба человека о том, что он имеет, только лишь благодаря снисхождению промысла Божия к нему.
А другой, мытарь, зайдя в храм, даже боялся поднять свои глаза к небу, потому что все знали, что он грешник, и он сам о себе тоже знал прекрасно, что он грешник. Он был сборщик налогов, он утаивал деньги, прикарманивал их себе, обижал людей… Но что с ним случилось, когда он вошел в храм? Он боялся глаза поднять к небу, бил себя в грудь, и не проходил даже внутрь храма, только повторял одно: «Боже! Милостив буди мне, грешному!» И какие интересные слова говорит Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что этот мытарь вышел более оправданным, нежели фарисей» (Лк. 18, 10-14).
Для тех людей, которые слушали Иисуса Христа, это было очень удивительно. Как так? Ведь фарисей соблюдал все законы, все установления. А мытарь вышел более оправданным. Почему?
Ответ очень простой. Мы его тоже сегодня слышали в начале пения Триоди постной - когда услышали слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Вот почему мытарь вышел более оправданный. Он начал свою молитву с покаяния. Потому что покаяние означает осознание своего недостоинства, понимание, насколько ты далек от того, что Господь заповедал тебе, понимание, насколько ты грешен, а также желание изменить свою жизнь. Ведь само слово «покаяние» - это и есть в переводе с греческого, «метанойя», изменение своей жизни, образа своих мыслей, образа своих чувств, образа своих поступков.
Итак, Святая Церковь еще за три недели до Святаго и Великого поста указывает нам на задачу, которая будет стоять перед нами во время Великого поста, на то, как надо подойти нам к этому посту. Не по-фарисейски: «Не помолимся фарисейски, братия». То есть не с похвальбой себя, не с каким-то чувством самоудовлетворенности, чувством осознания, что я лучше других, не такой, как другие, которые не постятся, которые не знают закона Божия, а я-то ведь знаю. Как на самом деле это все нам знакомо! И как мы часто этим самым грешим. Если не явно, то тайно, думая так в своих мыслях. А Церковь назидает нас, как мы должны приступить к посту. Так, как приступил мытарь: осознавая свое недостоинство, понимая, что перед величием Божией силы мы и в храм-то не должны бы заходить, потому что мы недостойны этого, но можем только бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буди нам, грешным».
Конечно, подготовительные недели к Великому посту для того и даются Церковью, чтобы мы приготовили себя к тому времени, когда Церковь нас призовет к большой духовной мобилизации, чтобы мы напрягли все свои силы: и духовные и телесные, - и чтобы хоть немножко что-то сдвинули, хотя бы чуть-чуть, в своей жизни.
Все Церковь мудро для нас делает. А промыслом Божиим и церковным уставом в сегодняшний день мы еще с вами чтим память Собора святых новомучеников и исповедников Российских. Вот тоже нам еще один духовный посыл к покаянию. Потому что их подвиг для нас очень близок. Они жили в той же стране, что и мы с вами, они были того же рода и происхождения, как мы с вами, новомученики Российские наши. Но они отличаются от нас. Отличаются своим отношением к Церкви. Вот, если бы мы так все относились к Церкви, как они относились!
А в чем же это отличие? А в том, что когда встал очень серьезно вопрос, что же они выбирают в своей жизни: жить с Церковью, но потерять временную жизнь, или отречься от Церкви и продолжать влачить свою земную жизнь в тех условиях, которые предлагает история, - они не захотели отступать и отрекаться от Церкви. И вы знаете на примере и нашего священномученика Петра, пресвитера Подольского, и, кто интересуется церковной историей, на примере других тысяч и тысяч наших святых новомучеников, что дела по отношению к ним происходили уникально быстро: собиралась тройка людей, ночью привозили человека, наутро уже его расстреливали. Почему так быстро? Да потому, что их интересовал один-единственный вопрос: отрекается человек от Церкви или нет? Подпишет он на других людей кляузы и доносы или нет? И если человек не отрекался от Церкви, не подписывал ничего, на следующий день его расстреливали.
Взирая на величие духа новомучеников и исповедников Российских, каждому из нас бывает стыдно за себя. Когда сейчас никто нас никуда не вызывает, никто нас не принуждает отрекаться от Церкви или от ее устоев, но, тем не менее, насколько мы далеки от того образа церковной жизни, который предлагает нам Святая Церковь. Насколько мы далеки от заповеди, данной нам Спасителем и Господом Иисусом Христом, - самой важной и самой главной, - чтобы мы любили Господа Бога всем сердцем своим, всею крепостию своею, и ближнего своего любили бы, как самого себя (см. Мк. 12, 30-31).
Вот время Святаго и Великого поста и дается нам для того, чтобы мы в очередной раз постарались изменить свой образ жизни, очистить свою душу. Не превозноситься своими мнимыми добродетелями, но взывать к Господу, чтобы Он открыл нам покаяния двери, чтобы Он нас наставил на спасения стезю, чтобы Он дал нам сил жить всегда с Ним и никогда, ни при каких условиях, ни под давлением никаких обстоятельств не отрекаться от Него, как это сделали новомученики и исповедники Российские, пребывшие в вере в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
недели подготовительные к Великому Посту