Екатерина Ретинская, Станислав Ретинский
О его феномене заговорили в далеком 1932, когда советская страна, погруженная в промышленный омут, давала старт новому времени.
Именуемый Передвижным оперным театром Правобережной Украины, он снискал славы сначала в своем родном рабочем Луганске, а сейчас ему аплодирует стоя изысканная публика Европы. Его безупречный художественный вкус и профессиональное мастерство стали мерилом высокого искусства.
Речь идет о Донецком национальном академическом театре оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, уникальном и многогранном культурном явлении мирового масштаба.
История его великолепия длиной в 7 десятков лет берет начало с восточного промышленного уголка Украины, дирижерской палочки, пары пуант и белоснежной пачки. Три года понадобилось вдохновленной театральной труппе для того, чтобы предстать перед зрителем карнавалом классических образов и сюжетов: «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто», «Травиата», «Аида» Дж. Верди, «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовский, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Мастерства и живости мысли с легкостью хватило на то, чтобы начать вращать заветное колесо театральной жизни. Достойному бриллианта - достойная оправа! В 1936 году по эксклюзивному проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского и инженера Соломона Давидовича Кроля выросла монументальная композиция, наполненная духом соцреализма, а еще через пять лет по ее сцене зашагал Иван Сусанин. Затем в глубокой думе поник Фауст, танцевала Лауренсия...
Довелось театру вернуться в мир суровой реальности во время Великой Отечественной, когда весь коллектив был эвакуирован в Киргизию. Сила искусства состояла не только в том, чтобы дать пищу мозгу в промышленном Донбассе, но и поднять боевой дух в госпиталях и больницах с советскими солдатами, чем успешно и занималась театральная труппа.
В названии Украинского музыкально-драматического театра последовали качели. После директора и режиссера-немца театр переименовывается на Городской театр оперы и балета, а в июле 1943 года его снова переименовывают на Фронтовую оперу - FRONT-OPER Stalino.
Затем было возвращение на Родину. С новыми силами, молодыми и талантливыми, театр заиграл новыми историями и образами. Тридцать лет безупречной репутации... «Лаборатория современной оперы», как называли его в Советском Союзе, дала миру многих выдающихся деятелей: от солистов Большого до болеро первой величины. Со временем они все вернутся на родные подмостки, вовлекая в творческий калейдоскоп событий все новые и новые мировые имена балета. После присвоения в 1992 году театру имени А.Б. Соловьяненко руководство решило год спустя провести международный фестиваль «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является Вадим Писарев. Народный артист Украины, удостоен приза ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира - 95»! С тех пор эта традиция станет знаковой. За эти годы в фестивале приняли участие около 300 сильнейших танцовщиков из 25-ти стран мира.
А в 2003 году дебютировал фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па», самый молодой и единственный в Украине.
Театр покорил мир своим профессионализмом, полетом фантазии и верностью своему делу. Сегодня о нем знают как об уникальном культурном явлении в Украине, что не могло пройти бесследно как для страны, так и жителей города. 27 ноября 2009 года Президент Украины вручил Указ о присвоении статуса - национального - Донецкому академическому государственному театру оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.
Само здание театра оперы и балета является украшением города Донецка. Выполненное в классическом стиле, оно привлекает спокойным величием роскошных барельефов и объемных скульптур. За свою красоту и оригинальность Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко отнесен к архитектурным сокровищам Украины.
В репертуаре Донецкого театра произведения украинской, российской и западноевропейской классики: оперы, балеты, оперетты, музыкальные сказки. Особое место занимают произведения выдающегося композитора Петра Ильича Чайковского. В январе 2013 года на сцене театра были представлены сразу четыре его сочинения. В начале месяца зрители смогли увидеть балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», а несколько дней спустя - оперы «Евгений Онегин», «Иоланта».
Примечательно, что «Щелкунчик» всегда пользуется большой популярностью, главным образом среди детей, поэтому в начале года балет был поставлен несколько раз. Это объясняется тем, что само действие происходит зимой, и волшебство данного времени года создает особую атмосферу. Здесь размывается грань между сном и реальностью, живыми существами и игрушками, миром взрослых и детей. «Щелкунчик» погружает зрителя в совершенно другое измерение, где отсутствуют всякие границы человеческой фантазии.
Другим шедевром П. Чайковского, безусловно, является «Лебединое озеро», который впитал в себя богатство романтического балета XIX века и определил его развитие на протяжении всего ХХ века. На сегодняшний день из всех существующих редакций произведения едва ли найдутся хотя бы две, имеющие абсолютно одинаковые театральные партитуры. Но несмотря на это, есть одно обстоятельство, которое их всех объединяет - бессмертный образ идеальной, но, к сожалению, обреченной любви. Очевидно, в свое время он оказал существенное влияние на становление творческой личности композитора, что подтверждает его неоднократное появление в других разных по жанру сочинениях.
Еще одно гениальное произведение П. Чайковского опера «Евгений Онегин» неизменно включается в репертуар театра на протяжении всего своего существования. Январь текущего года не стал исключением. И это неудивительно, ведь «Евгений Онегин» является одной из самых популярных опер в мире, где мастерски изображены первая любовь, надежда и разочарование. Задушевная музыка П. Чайковского и превосходные стихи А. Пушкина обеспечили ей признание слушателей. Последним сочинением композитора, поставленным в январе, стала опера «Иоланта», ознаменовавшая окончание месяца творчества великого российского гения. Правда, в силу огромной популярности произведений П. Чайковского среди донецких зрителей в марте текущего года снова будут поставлены «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
В заключении отметим, что особенностью деятельности Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко является максимальная приближенность к классическим постановкам. Это обстоятельство позволяет ему выгодно выделяться на фоне остальных культурных заведений, где нередко аналогичные произведения представлены в модернистском стиле. Последнее условие никак не способствует повышению культурного уровня зрителя, так как целью подобного творчества, адаптированного на массовой спрос, является лишь извлечение максимальной прибыли.
http://propaganda-journal.net/6727.html