По датировкеnikolaythulinNovember 25 2024, 09:49:45 UTC
«Князь Лобанов-Ростовский в своей Русской родословной книге (1873) перечислил около 49 членов династии Нагих, из которых лишь 15 обозначены боярами.» По указанной Вами ссылке в Русской родословной книге (1873), я не смог найти Ивана Григорьевича Нагого, того, кто передал село Никольское Скоморохово тож, Троице-Сергееву монастырю. «дал вкладу Иван Григорьевич Нагово по себе и по жене своей Марфе, и по своих родителях вотчину свою в Юрьевском уезде Польском село Новое Скоморохово Никольское тож, а в нем храм Николы чудотворца, да к селу ж 3 деревни да 6 пустошей…» Однако, в более поздней редакции 1895 года князь Лобанов-Ростовский перечисляет уже 53 члена династии Нагих, в том числе Ивана Григорьевича (№32 № отцовский 17). По этой редакции родословной книге легко проследить родословную Ивана Григорьевича: отец - Григорий Фёдорович большой Шалдал; дед - Фёдор Михайлович Немой, ловчий московского пути 1535-39; прадед - Михаил Иванович, ловчий московского пути (1509) ум. 1525г. (период правления Василия III). Таким образом, владельцем сёл Никольское Скоморохово тож, Макарово и Кожино (и деревень, входящих в приход этих сёл) в начале XVIв. был именно Михаил Иванович. Почти наверняка он же владел и Благовещенским погостом. Следовательно, строительство Благовещенской церкви на погосте, корректней связывать с его именем. Во всех материалах, посвящённых Василию III Ивановичу, великому князю Владимирскому и Московскому, отмечается, что он был большим поклонником охоты, из чего можно предположить, что ловчий (Михаил Иванович Нагой) должен был входить в ближайшее окружение князя и, вполне возможно, что Василий III и Михаил Иванович были в близких, дружеских отношениях. Василий III, став князем в 1505 году, избрал своей загородной резиденцией Александровскую слободу, находящуюся в 30 верстах от Благовещенского погоста. Примерно с того же времени в Александровской слободе начинается большое строительство (1-й строительный период). В связи с этим можно предположить, что Благовещенская церковь и постройки Александровской слободы первого строительного периода (1509-1515) могут быть как-то связаны между собой. Фундаментальные исследования построек Александровской слободы были проведены Во́льфгангом Во́льфганговичем Ка́вельмахером в 60-80-е года прошлого века. Надеюсь, у современных архитекторов-реставраторов дойдут руки и до Благовещенской церкви на погосте. Простой анализ состава кладочного раствора стен церкви мог бы подтвердить или опровергнуть предположение о связи построек Александровской слободы и Благовещенской церкви на погосте.
Re: По датировкеproofreader_zNovember 27 2024, 14:05:45 UTC
Чтобы определить наиболее вероятного ктитора церкви, желательно определиться с годами её постройки, и в этом деле грамотный анализ кладки очень пригодился бы. А если будет твёрдо доказано общее авторство храмов Василия в Слободе и церкви на Погосте, весьма любопытно будет выглядеть её датировка 1501 годом. Получится, что итальянцы явились в те края ради постройки Нагих и лишь потом нашли время для великого князя.
По указанной Вами ссылке в Русской родословной книге (1873), я не смог найти Ивана Григорьевича Нагого, того, кто передал село Никольское Скоморохово тож, Троице-Сергееву монастырю.
«дал вкладу Иван Григорьевич Нагово по себе и по жене своей Марфе, и по своих родителях вотчину свою в Юрьевском уезде Польском село Новое Скоморохово Никольское тож, а в нем храм Николы чудотворца, да к селу ж 3 деревни да 6 пустошей…»
Однако, в более поздней редакции 1895 года князь Лобанов-Ростовский перечисляет уже 53 члена династии Нагих, в том числе Ивана Григорьевича (№32 № отцовский 17). По этой редакции родословной книге легко проследить родословную Ивана Григорьевича: отец - Григорий Фёдорович большой Шалдал; дед - Фёдор Михайлович Немой, ловчий московского пути 1535-39; прадед - Михаил Иванович, ловчий московского пути (1509) ум. 1525г. (период правления Василия III). Таким образом, владельцем сёл Никольское Скоморохово тож, Макарово и Кожино (и деревень, входящих в приход этих сёл) в начале XVIв. был именно Михаил Иванович. Почти наверняка он же владел и Благовещенским погостом. Следовательно, строительство Благовещенской церкви на погосте, корректней связывать с его именем.
Во всех материалах, посвящённых Василию III Ивановичу, великому князю Владимирскому и Московскому, отмечается, что он был большим поклонником охоты, из чего можно предположить, что ловчий (Михаил Иванович Нагой) должен был входить в ближайшее окружение князя и, вполне возможно, что Василий III и Михаил Иванович были в близких, дружеских отношениях.
Василий III, став князем в 1505 году, избрал своей загородной резиденцией Александровскую слободу, находящуюся в 30 верстах от Благовещенского погоста. Примерно с того же времени в Александровской слободе начинается большое строительство (1-й строительный период). В связи с этим можно предположить, что Благовещенская церковь и постройки Александровской слободы первого строительного периода (1509-1515) могут быть как-то связаны между собой.
Фундаментальные исследования построек Александровской слободы были проведены Во́льфгангом Во́льфганговичем Ка́вельмахером в 60-80-е года прошлого века. Надеюсь, у современных архитекторов-реставраторов дойдут руки и до Благовещенской церкви на погосте. Простой анализ состава кладочного раствора стен церкви мог бы подтвердить или опровергнуть предположение о связи построек Александровской слободы и Благовещенской церкви на погосте.
Reply
А если будет твёрдо доказано общее авторство храмов Василия в Слободе и церкви на Погосте, весьма любопытно будет выглядеть её датировка 1501 годом. Получится, что итальянцы явились в те края ради постройки Нагих и лишь потом нашли время для великого князя.
Reply
Leave a comment