Черниговский Спас

Mar 09, 2018 22:15




И по сей день не ясно, который из двух древнейших русских храмов следует считать старшим, ибо сами источники не только скудны, но и противоречивы.
Некоторые летописи относят закладку Софии Киевской уже к 1017 году, в то время как другие пишут, что на месте её даже спустя 20 лет "бе бо тогда поле вне града", где в 1036 русские разбили печенегов, и лишь на следующий год говорят о закладке собора. А о Черниговском Спасе известно только, что в 1036 г. "бе бо въздано ея ... яко на кони стояще рукою досящи".
Вот и гадай, кого тут считать первым ...




Памятник обследовался знаменитым Андреем Михайловичем Павлиновым (1882-1883), получившим звание академика именно за проект реставрации этого собора.
Затем, выдающимся археологом Николаем Емельяновичем Макаренко (1923-1926), одним из главных защитников центра Киева от дебильных сталинских сносов уникальной исторической застройки, за что был сослан (1934) и расстрелян (1938).




Весьма полезными были работы 1966-1970 гг. с зондажами, раскопками и последовательной заменой  бОльшей части внешней штукатурки (научный руководитель -  Н.В.Холостенко, главный архитектор - М.М.Говденко), подтвердившие, что древнее здание сохранилось почти полностью, за исключением части перекрытий, переложенных во 2-й пол. XVIII в.




Но сохранившаяся старина тут очень сильно искажена "поздними наслоениями", радикально изменившими облик собора, особенно надстройкой северной лестничной башни и возведением новой южной "для симметрии" в 1792-1798 гг.
В 1814-1818 появились псевдоготические тамбуры.
Купола и шпили позолочены в 1891.
Были надложены алтарные апсиды (особенно боковые - более, чем на 2,5 м), что естественно нарушило пропорции восточного фасада. Заложили часть ниш на боковых апсидах, от чего они стали более "лысыми":




А дошедшие до нас древние части выглядят так:



При этом в здании XI века внятно прослеживаются два строительных периода, различные и по материалу, и по технике кладки, и по архитектуре.
Нижняя часть около 4 метров высотой, видимо соответствующая летописному состоянию на 1036 год  сложена в основном из камня с нерегулярными прокладками плинфы, снаружи обмазана и разграфлёна "под квадры".



Всё, что выше, сложено наоборот в основном из плинфы с добавлением камня, при чём применена вполне регулярная кладка со скрытым рядом. Сама плинфа тоже несколько иная.



Но главное, низ и верх совершенно различны по архитектуре. Сверху - вполне привычное нам членение фасада лопатками на прясла более-менее  внятно отражающее крестово-купольную структуру здания. Снизу - равномерная череда ниш с арочным завершением, совершенно не согласованная ни с интерьером, ни с вышележащей стеной.
Подобные решения в храмах византийского круга встречаются, но среди наших сохранившихся домонгольских - первый и последний пример. В этом черниговский собор уникален.



Храм закладывал один из "наиболее легендарных" русских князей  Мстислав Храбрый, "иже зареза Редедю предъ плкы касожскыми", а затем, как в романе, "в страшную грозовую ночь" разгромил при Листвене Ярослава Мудрого с варягами и продиктовал старшему брату свои условия раздела страны.




В качестве года закладки обычно указывают 1030 или 1033 гг., но то всё предположения. Так или иначе, любой год после утверждения Мстислава в Чернигове (1024) вполне возможен, а после смерти князя (1036) строительство на какое-то время прервалось и продолжено было уже мастерами Ярослава, что вполне подтверждается техникой кладки верхней части, схожей с киевскими памятниками.




Каменное зодчество, пришедшее на Русь из Византии, очень быстро начало обретать здесь какие-то свои местные не понятно откуда взявшиеся черты, наиболее заметной среди которых явилось пожалуй сложение т.н. "закомарного типа храмов". У греков закомары тоже конечно были, но  лишь там как правило, где то соответствовало конструкциям. У нас же стали завершать полукружиями не только прясла, в которые коробовый свод выходил торцом, но и те, куда он выходил боком, надстраивая ложные закомары, т.е. строго говоря кокошники (о чём как-то уже упоминали: https://proofreader-z.livejournal.com/414645.html).




Так вот, Спасо-Преображенский храм Чернигова ещё НЕ закомарный, что делает его весьма редкой штучкой среди наший домонгольских церквей. Если верить материалам Холостенко, закомары имели только главный неф и трансепт. Прочие участки стен уже в XI в. завершались карнизом, который лишь надкладывался со временем.



На схеме - докладки 1670-х выполненные в ходе ремонтно-восстановительных работ, проходивших при известнном авторе "Сабли никониянской", архиепископе  Лазаре Барановиче. В натуре сие место выглядит так:




План собора заметно перекошен (только в подкупольном пространстве разница диагоналей аж 75 см), что объясняют неточной разбивкой.
Раскопками Макаренко вскрыты и обмеряны остатки двух бесстолпных одноапсидных приделов с аркосольными нишами (т.е. усыпальницы). Обе выстроены без перевязки с собором, и материал немного другой, но гг. археологи полагают, что северная одновременна (или "почти") собору, а южная - "несколько позже". Коли так, то пред нами первый на Руси пример храма с симметричными приделами у восточных углов - композиция, которая пройдёт потом через всю русскую архитектуру, особенно отметившись в Псковской и Ярославской школах зодчества, "Годуновском стиле" и т.п. ...



Под поздней южной башней при раскопках Макаренко найдены остатки древней квадратной крещальни. Её второй ярус занимал придел, в который попадали с хоров. В целом Н.В.Холостенко реконструировал здание как-то так, что в основном довольно обосновано:



Однако, из трёх лестниичных башен, худо-бедно сохранившихся в нашем зодчестве (перваявторая, третья), все три вроде как завершены главами, от чего мне конусовидный верх у Холостенко кажется менее убедительным, нежели вариант с куполом предложенный Ю.С.Асеевым (показанный тут западный притвор раскопан А.А.Карнабидом в 1972):


Это касается не только черниговского собора. Башни Киевской Софии тоже часто рисуют с конусным верхом, а Владимиро-Суздальские - с посводным покрытием либо  с шатрами, что давним-давно воспринимается, как само-собою разумеющееся.
А почему ?...




Собор часто называют восьмистолпным, однако западные столпы более походят на части стен, прорезанных арками, что особенно заметно в нартексе, перекрытом сводом с осью север-юг, что сильно выделяет его из остального здания:




Над нартексом и в малых нефах располагались хоры, боковые части коих лежали на деревянных балках и не восстанавливались после большого пожара 1756 года. Т.е. изначально боковые нефы не были столь цельным пространством, как теперь:




В главный неф западная часть хор выходит тройной аркой на восьмигранных столпах:




тройными же арками, но на столпах более сложного сечения хоры смотрели в подкупольное пространство:




Хоры имели ограждение из резных шиферных плит. Сохранились те, что были в проёмах этих самых тройных арок (трифориумов), благодаря тому, что в 1818 г. их заложили кирпичом "при устройстве ампирных карнизов":






Общяя композиция интерьера в черниговском соборе  тоже уникальна для древнерусской архитектуры. Обычно в наших крестово-купольных храмах главный неф, пересекаясь с трансептом, образуют объёмно-планировочный крест, особенно ясно воспринимавшийся зрителем в домонгольский период (до появления высоких иконостасов).




Но здесь, при той же конструкитивной схеме, тройные аркады визуально совершенно чётко отсекают боковые ветви от средокрестья. Зато восточнее последнего, благодаря наличию вимы, образуется соеобразное подобие трансепта, пусть не столь высокое и широкое, но чётко выделенное благодаря хорам и достаточно освещённое двумя малыми куполами.
Лучше всего суть этого решения видна на плане в уровне хор:



и на разрезе по южному нефу:



Интерьер собора был уникален не только общей композицией, но и деталями. В нём имелся киворий над престолом, от которого найдены основания двух столбов. А от первоначального престола осталась часть шиферного столба, врезанного в основание из шиферной плиты, где в тайнике сохранился серебряный "ларчик-мощеница", по которому чеканкой и чернью обозначены имена святых Пантелеимона, Акакия и Маковея.
Киворий был в плане 2,8Х2,4 м, его положение в алтаре Холостенко схематично реконструировал так:



При раскопках обнаружен такой редкий для русских церквей элемент, как синтрон. Выяснено, что солеи изначально не было. Она появилась только при перестройках рубежа XVIII-XIX вв. Но зато имелся омфалий, от коего найдена часть шиферного бордюра:


Чтобы представить, как примерно он мог выглядеть - чужая фотка с омфалием стоящего рядом Борисоглебского собора :



Публиковалась такая схема размещения омфалия и престола с киворием:



Верхняя часть собора (2-й строительный период) изобилует орнаментальной кладкой, богатой и разнообразной. Какой-либо дополнительной обработки поверхности вроде пока не найдено (в отличие от нижней части, о чём уже сказано).




Многие участки стен освобождены от поздней штукатурки, дабы сей красотою можно было полюбоваться:




Но самый интересный зондаж памятника - внутри. Изначально аркады 1-го яруса несли мраморные колонны с ионическими капителями. В эпоху классицизма их обложили кирпичом и отделали "под мрамор". Одну из таких колонн "раскрыли" в 1967 и показывают туристам:




Где-то в 1-й четверти XIX в. храм расписывали. Росписи поновлялись в 1870-х. От древних же фресок сохранились отдельные фрагменты, один из которых (св. Фёкла) был в целях музеефикации снят в 1924 или1930 г. (данные расходятся) и в годы войны утрачен. Известен по живописным копиям и публикуется довольно часто:




Иконостас спроектирован Иваном Денисовичем Ясныгиным в пору его кратковременного (1790-1791) пребывания в должности черниговского губернского архитектора. Говорят, исполняли тот проект "нежинские мастера Волощенко и Белопольский", а иконы писал "борзнянский священник Мизко"




Считают, что именно в этом храме поначалу находилась одна из самых почитаемых икон России, Одигитрия Смоленская, привезённая на Русь из Царьграда матерью Владимира Мономаха, который перенёс святыню в Смоленск, где она и обрела привычное нам наименование.




Спасо-Преображенский собор впервые упомянут в связи с погребением тут его основателя, Мстислава Храброго  (1036) и стал усыпальницей здешних князей до 1263 г., когда политический центр Северщины переместился в Брянск. В храме этом были похоронены и родоначальник ветви черниговских Рюриковичей Святослав Ярославич (1027-1076), и герой знаменитого "Слова о полку ..., всем знакомый князь Игорь (1151-1201), и один из самых почитаемых в России святых князей, Михаил Черниговский (1179-1246), пока мощи его не были перенесены в Москву (1570-е). Последнего считали своим предком великое множество известнейших русских дворянских фамилий.




Ну, и напоследок немного хронологии.
Археологи насчитывают пять слоёв, говорящих о пожарах и разрушениях собора. Некоторые спецы связывают их с нападениями на город последовательно:
1 - Олега Святославича с половцами (1094);
2 - монголо-татар хана Батыя (1239);
3 - крымцев в конце XV века (1483 или 1493, или 1497);
4 - Филона Кмиты (1562);
5 - подкомория Самуила Горностая (1611).

Другие спецы пункты 1 и 4 отрицают.
О большом пожаре 1756 года уже упоминалось.

В 1926 году храм закрыли и устроили склад масложирового завода.

В 1937 году в соборе открыли черниговский Исторический музей.
Во время немецкой оккупации храм открыли (1942).
А в 1961 плешивый кукурузник снова закрыл его (опять музей)
С конца 1980-х используется УПЦ МП и архитектурно-историческим заповедником «Чернигов древний».

Посмотрим, что будет дальше ...


мои фотки - 30 мая 2010

чертежи, схемы, Ч/Б фото в основном - из работ  А.И.КомечаП.А.Раппопорта и  Н.В.Холостенко

А, Чернигов

Previous post Next post
Up