Галковский о культуре советского периода. ч.1

Oct 23, 2011 16:03

Оригинал взят у selenadia в Галковский о культуре советского периода. ч.1
Сразу определить, истина ли изложена, передернуто ли что в смыслах, нейтрально - объективен ли автор, или отъявленный русофоб, не получится. Здесь все.. Читаем. Обсуждаем.

"Русское государство свернуло себе шею на вираже создания национальной идеологии, поэтому русские вошли в мир нацией недоделанной/

У них нет сообразной формы национального воплощения. Народных обычаев мало, они часто напрочь забыты, или дополнены случайными новациями.
Вроде «двух цветков на могилу». Нет выработанного этнического типа.
Так называемую «русскую одежду» никто не носит."

Штука это достаточно примитивная, но тем сильнее бьёт по мозгам. Когда человек путается в приветствии или не может решить считать эту девушку красивой или нет,
перед нами больная особь. С подрезанной жилой.

Жилу, конечно, русским подрезали специально, но выбрали удачный момент, когда она была ещё тонкая.

Думаю, самое неприятное в том, что в результате у русских получилась
ГЛУБОКАЯ неестественность и даже фальшивость национальных проявлений.
Конечно, фольклор штука молодая, это стадия государственной унификации.
Но он либо использует уже готовый материал, или создает его на пустом месте. Русские попали в оборот,
и их стали строгать по второму разу.
Стесали Буратину обратно в полено, потом сделали Буратино №2 - плоского как доска и с нарисованным носом.


Сейчас не представляют, до какой степени русофобии доходили в 20-30-е годы.
Я это отчётливо понял ещё студентом, когда рассматривал свалившийся с неба «Огонёк» за 20-какой-то год. Там была большая статья о бедном-бедном московском портном Изе Каценелленбогене
(портрет жалкого старика у облупленной стены),
которого поздно вечером окружила банда улюлюкающих подростков и устроила погром.

После этого советская власть приняла меры. Гадёнышей повыгоняли из школ с волчьим билетом, посадили родителей.
Как и следовало ожидать, семьи оказались со всячинкой.
Не просто русские, а один родитель до революции работал урядником, другой и вовсе был попом.

А происхождение умело скрыли и таким образом протащили русских гадёнышей в среднюю школу.
Чтобы изнутри пакостить советской власти.
Днём русские бравировали интеллектом и изображали из себя отличников, а тёмными вечерами напивались водки и избивали в подворотнях интеллигентных евреев.

Но это не произвело на меня большого впечатления. Так, посмеялся.
Ну ясно, что статью написал какой-то азиатский дурак, его националистическая дурь
была помножена на дурь тоталитарного государства.

Во времена моей молодости был накат «Кому он нужен, этот Борька?».
Молодёжь в 60-х для прикола съела лебедя Борьку в городском пруду, советская власть решила проявить гуманизм - впаяла ребятам 8 лет каторги на лесоповале как за убийство человека.
Потом в 70-х сняли чудовищный по накалу человеконенавистничества фильм «Кому он нужен, этот Васька?». Там кукольный Образцов сладким педофильским тенорком вещал:

- А вот гуле ножницами лапки остригли, гуля летает-летает, а сесть не может.
А не содрать ли за это гадёнышу шкуру живьём?

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Над убогими смеяться грешно.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1180.JPG (ссылки на фото, они слишком объемны..)

Переворачиваю страницу «Огонька», а там другой материал. О создании музея культур народов России.
Идут фото с удмуртско-бурятско-корельскими нарядами-кувшинами, всё чин-чинарём.
Я машинально смотрю раздел за разделом. На «Якутии» всё кончается.
А дальше...
Дальше идёт какое-то фото полугнилых корявых досок и одна строчка: «Образцы крестьянских прялок Тульской и Ярославской губернии». Всё.

То есть писали статью про русскую культуру, писали, уже отдали в набор и вдруг вспомнили - а русские? Русских-то забыли! И в самом музее так же забыли. Нечестно как- то..

С того времени я уяснил твёрдо: борьки и васьки этому государству нужны не очень.
Работать - да. А так - нет.

Кстати, над самой мизансценой не смейтесь. В СССР была засекречена даже газета «Правда».
Интернет-поколение не представляет, что до 1985 года люди в России жили с выколотыми глазами.
Так, шарили в темноте. Иногда натыкались друг на друга. Боже мой, сколько сил в молодости было потрачено впустую - за поиском и перепиской книг. В общем - на копипаст.

Хотя с другой стороны... Человек, прошедший ту школу сбора информации, да с современным интернетом...
Вы не представляете до чего можно докопаться умеючи?

Со второй половины 30-х, ввиду явно приближающейся Большой Войны,
был разрешён русский национализм - строго дозированный и только для внутреннего употребления.
Это сделали ещё и потому, что спал социальный накал.

К этому времени образованных русских уже уничтожили как класс. В 20-е их записали в «лишенцы»
и официально приравняли к сумасшедшим.
Русским нельзя было занимать любые командные должности (хоть управдома), нельзя было отдавать учиться детей в ВУЗы.
Русских с образованием не брали в армию. И правильно делали. Крестьянин на макаку-комиссара будет пялиться и хлопать глазками. А образованный подумает-подумает да и хлопнет ольшанского из винтореза. Машинально - чтобы не прыгал.

Во второй половине 30-х ввели всеобщую воинскую обязанность, «бывших людей»,
как называли русских, уже не было. Все зомби лежали в братских могилах.

Но при этом на международной арене советские носатики продолжали орать про интернационализм
и спасшихся на Западе дореволюционных русских иначе как фашистами не называли.

Следующий этап «русификации» наступил в конце сороковых.
Тут решили сделать русскую культуру на экспорт и приказали срочно разработать образцово-показательные русские народные песни и пляски.
Чтобы потом водить балаганом по всему миру и верифицировать свою власть.
Мол, ничего не произошло, мы русские. У нас видите как - обычаи. Всё как у людей.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1181.JPG Мадам и её цыпочки

На акцию (важнейшую) назначили некую «Надежду Надеждину», человека жестокого, умного и люто ненавидящего русских. Люто, но утилитарно.
Примерно как польская бандерша, держащая русский публичный дом. Ненавидеть ненавидит, а дело делает. Клиент уходит довольным.

По базисному образованию Надеждина была профессиональной балериной русской школы,
танцевала в Большом Театре. Во время войны она организовала русский хор и ублажала им дипкорпус.
В 1948 году ей было 40 лет.

Реально была она, конечно, никакой не Надеждиной, а Бруштейн, её дедом был министр по еврейским делам Литвы Яков Иехильевич Выготский.
В Вильно она и родилась. Мать «Надежды Надеждиной» имела высокий градус и до революции входила в правление Политического Красного Креста.
Последний раз её звезда сверкнула в 1961 году, когда она в романе-мемуаре «Весна» снова ввела в широкий советский оборот грязный навет «Дела Бейлиса» - идиотскую выходку международного синдиката,
призванную поссорить РИ и США. (Реальных оснований для вбивания клиньев в американо-российскую дружбу не было. Тогда выдумали причины виртуальные. «А русские хоббитов обижают!»)

Не знаю, сама Бруштейн дотумкала до «Берёзки», или подсказали умные люди, но дело она сделала неплохо. Для балагана.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1182.JPG Сталинский конвейер "тимох"

Во-первых, она подобрала в коллектив «лиц со славянской внешностью».
Так и говорилось - не русских, даже не славян, а людей с внешностью славян.
(Об одной такой похожей на славянку я скажу ниже - она слева от мадам.) Им выкрасили в белый цвет волосы и завили в немецкие косы калачом.

Думаю, это было взято из фольклорных ансамблей Третьего Рейха. Использовались, конечно, общебалетные наработки и какие-то реминисценции дореволюционных придворных балов а ля рюсс.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1183.JPG На приёме у бельгийского короля Болдуина Английского

Первым номером у Бруштейн шла «Берёзонька». Пергидрольные феи с накладными ресницами
выплывали на сцену в длинных платьях, держа в руках берёзовые розги ветки и пели «люли-люли»,
изображая из себя целомудрие.
Русского там не было ничего, но именно это пошло в тираж, дало название всему ансамблю, а потом стало массовым штампом русских в 60-70-х годах.

Наиболее полно создаваемый Бруштейн образ русской красавицы был отображён в тро-ло-ло фильме «Морозко». Его и сыграла балерина - Наталья Седых.

Как известно, «Морозко» отнесён американской аудиторией к числу самых дурацких фильмов мирового кинематографа, и людей можно понять.
Но в контексте советской культуры фильм не такой уж дурацкий.
Наоборот, усё ясно и даже сделано не без таланта.

Просто американцы подходили к этому фильму как к наивной детской сказке, и увидев озлобленное и неумное идиотничание, не поняли: «А чего это они? Чего на детей-то набросились?»

Если им объяснить, что это фильм расиста, то всё встанет на свои места.
В центре снятого евреями фильма две дуры. Русская дурища Марфушка и немецкая дурочка Настенька.
Русская - ленивая и хамоватая уродка, немецкая - прилежная и безответная синдерелла с протестантской моралью «служения».
Образец и немой укор для Марфушки. Хрюшка и Синдерюшка.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1186.JPG Чудо-юдо в образе русской инженю-лирИк

Я уже писал как-то о причинах неудачности детских советских сказок.
Конечно, можно войти в тонкости и сказать что неприятность экранизации пушкинской
«Сказки о царе Салтане» таится во взрослой истории сюжета.

Ведь первоначально это был придворный скетч и оперетта, где люди шутили (весьма беззлобно).
В советском контексте все нюансы исчезли и в волшебной сказке появился непонятный царь-дурачок,
а также отсутствие драйва.
Что само по себе один раз терпимо.

Но «царь-дурак» это родовой признак всех советских сказок, а отсутствие серьёзного сюжета - их основа.
По форме всё правильно (героическая волшебная сказка для детей) а по сути - издевательство
(иероико-комический скетч для взрослых).
Что получается в итоге?
А получается, что даже сказочная небесная Россия для детей - это царство идиотов.
*** продолж. сл.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

КУЛЬТУРА

Previous post Next post
Up