(no subject)

Nov 21, 2019 15:55


Читаю сейчас Стивена Хокинга "Краткая история времени" (наконец-то руки дошли) и наш дорогой Стивен Уильямович очень подробно говорит о нашем советском еврейском учёном Фридмане Александре Александровиче. Говорит в контексте "Вселенной Фридмана" - первой нестационарной модели Вселенной.

Фридман предположил, что Вселенная одинакова в любой точке и во всех направлениях, т.е. куда ни посмотри, то увидишь ту же картинку. На близких расстояниях это слабо выполняется, т.к. мы видим наш же Млечный Путь, но если выходить за масштабы галактик, то его гипотеза оказалась абсолютно верной.

Фридман также описал удаление галактик друг от друга. Опять же, в любой точке Вселенной галактики удаляются друг от друга со скоростью, прямо пропорциональной расстоянию, но при этом ни одна точка не является центром расширения галактики. Простыми словами - галактики постоянно разбегаются в разные стороны в хаотичном (нам неизвестном) порядке, Вселенная расширяется, но одного центра у неё нет. Пространство не представляет собой плоскость или шар, оно тысячу раз вывернуто и перекручено.

Фридман делал свои открытия в сложнейший для страны период - во время Гражданской войны и создания СССР, не имея доступа к аппаратуре. Его уважают на западе, потому что его предположения, в итоге, подтвердились Хабблом (в честь кого назвали телескоп), наша Вселенная действительно постоянно движется.

Но он занимался не только далёким космосом, насущные проблемы волновали его не меньше. Во время войны он составил таблицы для воздушного бомбометания, оставил значительные труды по динамической метеорологии - по атмосферным вихрям, бурям, турбулентностям. В своих исследованиях ему удалось на аэростате подняться на высоту в 7400 метров, самолёты сейчас летают на такой высоте, и это 1920-е годы!

Выходец из еврейской семьи и круглый отличник, Фридман до войны уже успел зарекомендовать себя в научном мире, участвуя в совместных с европейцами исследованиях, будучи совсем молодым. Во время войны пошёл добровольцем и служил в авиации, был лётчиком-испытателем и Георгиевским кавалером. После войны ездил по стране, работая в математических кружках и преподавая в университетах, тогда же он и сделал свои открытия.

К сожалению, умер он очень рано в возрасте 37 лет от брюшного тифа. По собственному предположению, заразился он им от немытой груши, купленной на жд станции по пути в Питер, врачи не смогли вовремя диагностировать болезнь.

@redzion

космос, личность

Previous post Next post
Up