Мурома, омуки, финно-угорские племена исчезли с лица земли и стали русскими. Возможно, в этот ряд войдут и алтайские соседи - горные шорцы с юга Кемеровской области, - чья культура уничтожалась на протяжении всего 20-го века. Сейчас этот двенадцатитысячный народ воюет сам с собой: возрождает традиции, учит язык, поклоняется богам двух культур. Россияне, но не русские - народ Горной Шории в самом начале этого пути, с которого так легко свернуть.
________________________
. Ко времени нашего разговора примерно треть сруба была готова, а сейчас, наверное, уже и крыша заложена. Видимо, горные духи, которые столько лет помогали охотиться, до сих пор покровительствуют ему, ведь старый охотник знает, как нужно с ними общаться. «В первую очередь заходишь в балаган, - посвящает дядь Сема в тайны старинного обряда, - варишь пищу, а потом потчуешь духов едой и водкой. Еду ставишь в мисочке под дерево, а водку брызгаешь во все стороны и обращаешься к каждому из духов.
________________________
Про духов баб Тася ничего не знает, зато все свои хвори лечила у шаманов. Шаманизм - более позднее верование, существовавшее у шорцев. Если в язычестве, каждый человек общался с богами напрямую, то в шаманизме - через посредника шамана. «Если зуб там заболит или просто плохо, сразу шли к шаманам. Что он там говорил, я не знаю. Ходил кругом меня с шкуркой и мял ее, плясал, говорил, что дух ловит, а потом дул в ухо и до утра запрещал чихать. Только тогда болезнь уйдет», - рассказывает шорка.
__________________________
Помимо проповедования, они делали очень много - открывали общеобразовательные школы, строили бани, лечили травами людей, да только не стали ли они первыми, кто пошатнул национальный уклад и быт шорского народа? Настоятель Георгиевского храма города Таштагола отец Иоанн отвечает на этот вопрос своеобразно: «В Библии написано - идите и научите народы во имя отца и сына и святого духа. Эта задача была поставлена Иисусом Христом. Тогда получается, Христос принес ущерб каждому из нас? Это к Христу вопрос».
_________________________
Еще одним этапом возрождения было восстановление Института паштыков. Паштык - отец шорского народа, человек, который помогает людям решать их проблемы, как бытовые, так семейные, ссоры, например. Валерий Арсентьевич Топаков, паштык села Усть-Кабырза, его выбрали в 2006 году. «Я проводил здесь сходы сельчан и общественно-воспитательные работы, после этого ходил и проверял. Надо сказать, были результаты, кого-то даже получилось отучить от выпивки».
(всего ок 9 тысяч)