Феерия в израильской опере

Mar 20, 2024 18:28

Если можешь, пойми.
Если хочешь, возьми.
Ты один мне понравился между людьми.
До тебя я была холодна и бледна.
Я - с глубокого, тихого, темного дна.

«Русалка» К.Бальмонт

Трудно передать словами фееричность постановки, которую осуществил итальянец Стефано Пода. При этом он же автор костюмов, освещения, хореограф. Это не случайно, потому что его кредо - полный контроль, а костюмы, хореография и свет, неотделимые части постановки. Пода устроил на сцене настоящее озеро. Актёры погружены в воду и даже ныряют в неё с головой. Опера, как и была написана Дворжаком на либретто Ярослава Квапила, в 3 частях: в 1-й и 3-й - действие происходит на озере, во 2-й - в замке принца. Так что, постановщику пришлось позаботится, чтобы быстро превратить озеро в замок и потом опять вернуть озеро. Также надо было позаботиться, чтобы с актеров не стекала вода, когда они выбираются из озера, впрочем перечислять все технические трудности очень долго, главное то, что Пода их гениально разрешил и создал гениальную постановку.
Фотографии (с сайта израильской оперы см. ниже) в малой степени передают всю ирреальность и сказочность постановки.












Теперь давайте вспомним, что мы говорим об опере. Оркестр под управлением Дана Этингера играл замечательно. Стоит упомнить, что Русалка получив душу, заплатила за это немотой, т.е. люди не могли её слышать, и её чувства по замыслу Дворжака выражала музыка. По этой причине роль оркестра была даже более чем обычно значительна, когда сопровождала Русалку в замке принца, и Этингер с этой задачей блестяще справился. Однако к оркестру есть и претензия, музыка звучала немного громче, чем это позволяли голоса солистов. Другими словами, музыка заглушала их. Исключением была только Русалка, армянская солистка, Ани Йоренц, обладает очень красивым и мощным сопрано, её голос справлялся с мощью оркестра. Создаётся впечатление, что именно на неё равнялся Этингер. К сожалению никто из остальных солистов, не смог соответствовать, они пели красиво, но оркестр немножко их заглушал. Ани Йоренц для меня явилась приятным открытием, очень мощный и красивый голос, да и сама она красивая женщина. Неплохи были американский тенор Адриан Кремер и российский баритон Максим Кузьмин-Караваев.
Опера мне очень понравилась, шоу было исключительное, а музыка и вокал вполне приемлемыми, чтобы порадовать любителей оперы, но ...
Дело в том, что постановщик не просто устроил озеро на сцене, он сделал всех, включая солистов, полноправными его (шоу) актёрами. Солисты тоже сидели в воде и даже ныряли с головой, при этом они должны были исполнять свои арии (ну конечно же не из под воды). Не знаю каково это петь, стоя по грудь в воде, или ползая на боку (Водяной - Кузьмин-Караваев - прополз через всю сцену исполняя свою арию), но как-то не верится, что это улучшает пение. Когда-то от солиста требовалось только одно - хороший голос. Ромео и Джульету исполняли 50-летние пузатый дядя и грудастая тётя, при этом они не двигались с места, и все понимали: молодые и красивые так петь не могут, а в опере пение важнее всего остального. По крайней мере так было когда-то. Сегодня есть достаточно молодых и спортивных солистов, это замечательно, но заставлять их интенсивно двигаться и при этом петь ... всему же есть предел. Всё-таки это опера!
Также хотелось бы рассказать о балетной группе, занятой в постановке. Они не поют, так что их «танцы» в воде никаких проблем вроде бы не представляют. Видимо, поскольку они все существа подводные (не люди), стараясь представить их безтелесными, Пода придумал для них совсем прозрачные костюмы, по виду как из марлёвки. Раз костюмы прозрачные, логично что тело сквозь них хорошо просвечивает. Ну попкой напоказ сегодня никого не удивишь, достаточно сходить на пляж, но вот вид спереди ... Впрочем у женщин всё было неплохо, но мужчины были вынуждены банально прикрывать рукой своё мужское достоинство. Закрывая одну возможность, сами знаете кто, всегда открывает другие возможности: в профиль вы могли любоваться просвечивающими мужскими прелестями, по крайней мере из ближних рядов партера. Честно, я не ханжа, но всё вышеперечисленное никак не украшает сценическое действие.
Завершить рецензию, я всё-таки хочу в позитивном ключе, данная постановка представила зрителям исключительное шоу и музыкально-вокальное удовольствие.

опера

Previous post Next post
Up