Внесён закон о сносе частного жилья ради коммерческой застройки

Sep 22, 2020 17:42



В Государственную Думу внесли проект закона, который позволит местным властям отводить под снос любые дома под предлогом «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».
Изменить соответствующим образом Градостроительный, Земельный и Жилищный кодексы предлагают сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
Авторы законопроекта не скрывают, что опираются на «положительный опыт» московской «реновации». Несколько лет назад столичные власти начали выселять людей из московских пятиэтажек, чтобы строительный бизнес мог построить очередные коммерческие высотки. Изначально мэр Москвы давал обещания ограничить этажность, но обещания правящего класса сродни клятвам алкоголика завтра точно бросить пить: в реальности «по реновации» возводят дома в 30 и 40 этажей. Бизнес выжимает максимум прибыли с квадратного метра.
Это не могло не вызвать протестов. Так, в Кунцево случались даже стычки с нанятой застройщиком охраной. Местные жители прошли несколько судебных инстанций, но не помогло даже «священное» право частной собственности на землю и дом. Интерес крупного бизнеса священней будет.
В результате эта безусловная победа строительных магнатов заставила заговорить о том, что неплохо бы такое же провернуть и в федеральном масштабе.




Сизифова панелька
Коммерческая жилая застройка остается одним из самых прибыльных секторов бизнеса. В полном соответствии с теми процессами, которые описывали Маркс и Ленин, рынок этот насыщен, сильно монополизирован, и во многом сращен с властью.


Если проследить историю градостроительных конфликтов, можно увидеть, как «рука рынка» всё ближе подбиралась к порогам квартир. В первые годы реставрации капитализма в расход шли в основном пригородные леса, поля и берега рек. Немало способствовала этому схема с переводом пригородных сельхозземель сперва под промышленность, а затем под жилую застройку. Пригородные участки были привлекательны тем, что не требовали «строить город с нуля»: достаточно было продолжить существующие коммуникации, дороги, повысить нагрузку на имеющиеся школы, больницы и другие социальные объекты.
Вскоре, однако, удобные для освоения пригородные земли стали заканчиваться, и застройщики двинулись вглубь городов. Вместо точечного строительства высоток, как это было раньше, стали появляться проекты-монстры, по которым на месте парков, скверов, дворовых территорий (разумеется, в документации всё это называли «пустырями») стали расти целые кварталы. Появились те самые «человейники» без общественных пространств и парковок, над которыми так любят иронизировать либеральные урбанисты.


Что в первом, что во втором случае недовольные граждане были, но они говорили: ну ладно, пусть уж тут построят, ведь всё равно потом оставят нас в покое, больше-то строить уже негде. Беда в том, что такая «хата с краю» всегда оборачивается лишь на пользу капиталисту, ведь когда у него заканчивается незастроенная земля, он начинает её «создавать». Поэтому сейчас уже находятся на рассмотрении или приняты законы, позволяющие застройку лесов, заповедников, по этой причине мэр Москвы Собянин и подмосковный губернатор Воробьёв издали скандальное постановление о снятии охраны с водных объектов.
И, конечно, вишенкой на торте стала реновация. В представлении атлантов это преступное упущение, если на дорогой столичной земле стоят лишь три или пять этажей жилья. Пустующее пространство над крышами домов в старых районах тоже может приносить прибыль - а значит, должно её приносить.
В экономике строительного бизнеса очень наглядно проявляются системные недостатки капиталистического способа производства, и дело тут не только в снижении нормы прибыли и перенасыщении рынка. Во всех известных случаях дома строятся в кредит, выдаваемый банками. Чтобы расплатиться за постройку дома, капиталист должен каждый раз начинать новое строительство - фактически, дольщики платят не за свою квартиру, а за предыдущий дом. Как только цепочка прерывается, появляются те самые «обманутые дольщики», и компания разоряется. Поэтому капиталисты просто физически не могут сказать «довольно» - им всегда требуется пожирать новые ресурсы и осваивать новые территории.


От частной собственности помогут мёртвые души
До недавнего времени было модно говорить про «неправильный» российский капитализм, в котором, якобы, нет самого главного: священного права частной собственности. Огорчим либеральную общественность: капитализм - это частная собственность на средства производства. А с защитой этого права у правящего класса все налажено: и отбиваются от недовольных граждан именно те, кто обзавёлся участками в лесах, дачами в заповедных зонах и виллами на берегах рек. Именно на него указывают горожанам, когда они требуют убрать из-под окон магазин или автомойку. Именно им ткнули в нос противников реновации.
А вот формальная «частная собственность» жильцов квартир бизнес и чиновников интересует мало. Как «бьют не по паспорту, а по морде», так и решения принимаются не из буквы ГК, а из фактических общественных отношений. Формальным соблюдением прав домовладельцев в злополучном новом законопроекте стало требование «проведения общего собрания собственников», на котором не менее ⅔ жильцов должны проголосовать за переселение в угоду бизнесмену. Иначе, мол, нельзя.


Однако реальность спорит с прекрасными демократическими предложениями. Автор этих строк неоднократно сталкивался, - в том числе, в суде, - с подделками таких протоколов. Это тотальное явление в крупных городах. Метод простой: в распоряжении местных администраций и муниципальных управляющих компаний всегда есть списки собственников дома. Достаточно только написать протокол общего собрания, указав председателя и секретаря произвольным образом - и готово решение.
Если в течение шести месяцев протокол не оспорен, то оспорить его в дальнейшем уже нельзя. В нашей практике были случаи, когда председатели и секретари не только не знали о собраниях, более того - в председатели записывали умерших жильцов, малолетних детей; секретарём собрания однажды указали девушку, которая уже больше года находилась в Бразилии.
Даже неискушённый в юриспруденции человек тут спросит: но подделка бумаг, подписей, подлог - это разве не букет статей Уголовного Кодекса? Безусловно. Но кто будет расследовать дела? Местные полицейские и прокуроры, зачастую крепко дружащие с мэрами городов и их покровителями? Дела, конечно, иногда возбуждают - в отношении «неизвестных» злоумышленников; прокуратура иногда вносит представление, и суды становятся на сторону собственников квартир. Только даже если все эти органы не подкуплены и не получили звонков «сверху», чтобы пройти эти бюрократические лабиринты, уходят месяцы лишь затем, чтобы сразу же появился новый фальшивый протокол, иногда и задним числом. Кто и когда его изготовил, разумеется, следствие не отыщет, а государственные органы всегда твердят, что не вправе проверять подлинность бумаги.


Что делать?
Российский капитализм уже давно поднял на щит лозунг «люди - новая нефть», только понял его по-своему, начав выжимать из людей все соки. Давление и поборы, отъём имущества и уничтожение среды обитания будут только усиливаться. Понятно, что многие россияне боятся борьбы против крупного капитала. Это нормальное человеческое желание - трудиться и заботиться о семье, жить своей уютной жизнью по принципу «я вас не трогаю, и вы меня не трогайте». Да, только реальность такова, что людей уже втянули в эту борьбу, хотя многие ещё боятся в этом себе признаться. Мещанская позиция «хаты с краю» работает только до тех пор, пока капитализм не постучится с приставами в вашу дверь, чтобы сказать: ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать.
Организованной армии чиновников, пропагандистов, управляющих и охранников капитала может противостоять только организованное движение людей. Чем скорее как можно больше наших сограждан присоединится к организованной борьбе, тем меньшими жертвами можно будет выйти из этого кризиса.
Источник

И ещё:
Газета "Коммерсантъ" - «Так не называемая реновация»

Москва, власть, Собянин

Previous post Next post
Up