В 1991 г., сразу после обретение «свободы», пошла на металлолом крупнейшая в мире судоходная компания ЧМП. Именно на металлолом, потому, что её даже не передали в частные руки, чтобы наживаться на советском наследстве. Её просто уничтожили в течение одного календарного года. И это означало одно - никаких грузоперевозок и пассажиропотоков здесь не будет. Украине они не нужны. А все разговоры о транзитном потенциале молодой республики засуньте себе в задницу.
Нет, населению сначала рассказывали о каком-то нефтяном терминале, который будет качать российскую нефть в Европу. Но его так и не начали строить. А построенный нефтепровод Одесса-Броды с тех пор использовался исключительно в реверсном режиме. Для перекачки российской нефти из Европы. Оригинальный способ для российской нефти.
Впрочем, не только наличие флота, но и наличие самого порта, с которого начинался город, и который был символом Одессы, и смыслом её существования, волновало новых хозяев. Так или иначе, на протяжении четверти века совершались попытки ограничения его работы. Потому, что, не смотря на общую политику Украины, он гремел и пыхтел, продолжая оставаться частью ненавистного проекта единства постсоветского пространства. Немудрено, это единство предопределено природой и географией. Экономическими законами, в конце концов. Следовательно, является врагом для Украины.
Первая, не считая ЧМП, массированная попытка убийства одесского морехозяйственного комплекса была совершена сразу после первого майдана, в 2005 году. Одним из первых действий демократической власти была отмена режима особого экономического режима в Одесском порту. Так был нанесён удар по транзиту через Одесский Морской Торговый Порт. И международные транзитные грузы стали искать другие пути из России и в Россию. И как довесок, были сняты льготы с украинского судоремонта и судостроения, благодаря чему СРЗ, доставшиеся Украине в наследство, стали просто не рентабельными. Так мы потеряли ещё и судоремонт.
Тогда же новый-старый мэр Одессы, боготворивший «святые девяностые», поставил вопрос о закрытии порта и строительстве на его месте комплекса казино. Как украинец он был прав, а как Гурвиц - находчив. Какая-то прибыль всё же нужна. Так пусть будет казино. Там и наркотиками торговать можно, и проститутки подтянутся.
Но, видимо, ещё сильны были люди, для которых порт был источником стабильного дохода, и азартному авантюристу Гурвицу не удалось их переспорить. На Украине, вообще, многое живо благодаря коррупции. Вот тот же знаменитый ОПЗ, отгружавший свою и российскую продукцию на экспорт, просуществовал два десятка лет только потому, что исправно выдавал президентам Украины, вне зависимости от фамилии, по чемодану наличных денег. И как бы ни были эти президенты верны своим обязательствам перед Западом, чемодан денег остаётся чемоданом денег. И только теперь, в условиях прямой оккупации, ОПЗ засбоил, скрипнул напоследок, и прекратил сопротивление. А Украина потеряла ещё один источник экспортного дохода, на котором держится суверенитет, который ей не нужен.
Теперь снова порт. Разговор идёт всерьёз. А то, что по социологии 65% одесситов против закрытия порта - тоже катастрофа, потому что 35% - за. То есть, каждый третий житель Одессы желает смерти своему городу. Или просто смирился с этой смертью.
Аргументы для закрытия порта потрясающие. Во-первых, экология. Во-вторых, вид на море порт портит. Понимаете, вид порта портит пейзаж Одесского Залива. А, главное, нет никаких грузов, которые могли бы через Одессу поставляться в Европу. Мол, всё захватила румынская Констанца. Хотя ребёнку понятно, что ничего Констанца не захватывала, она находится в одной транспортной транзитной цепочке с Одессой. И, по уму грузы должны идти из Одессы в Констанцу, и из Констацы в Одессу. Из России в Европу и наоборот. А грузы из Китая, с Ближнего Востока или Африки в Европу пойдут только через Констанцу, а в Россию могли идти через Одессу. Но пойдут через Новороссийск, через Тамань, через Крым. Через Таганрог, в конце концов. Но не через окружённую Украиной Одессу. И в этом главный кошмар умирающего города.
Да, ещё какое-то время донецкий уголь из ЮАР и донецкий уголь из Пенсильвании будет поступать из Новороссийска в Одессу для нужд умирающей украинской энергетики. И даже немножко его попадёт из Одессы в Польшу. Но основной поток в Европу пойдёт из Новороссийска в Констанцу.
Вот такая арифметика. И это, судя по всему, надолго.
И не зря закрыт и отдан под таможню порт пассажирский. Никаких пассажиров в одичавшем государстве быть не может. Нас минуют океанские лайнеры и облетают самолёты. Прямые трансляции от нас носят гриф 18+. А впереди - долгие годы смуты, лжеправителей и атаманщины.
Валентин Филиппов, тележурналист
источник