Сказ про то, как не пьеса красит человека, а человек пьесу:
Почему худрук нашего театра Сергей Казаков ( он в последнее время является «красной тряпкой» для многих пензенских театралов, чей стаж посещения театра имени Луначарского измеряется несколькими десятилетиями) выбрал для постановки современную пьесу
Предыстория у этого спектакля довольно долгая: лет десять, если не больше, тому назад завлит Театра имени Вахтангова Людмила Остропольская привезла из Парижа пьесу абсолютно неизвестного у нас, а тогда еще и сравнительного молодого (он родился в 1961 году) драматурга Жеральда Сиблейраса "Ветер шумит в тополях". В пьесе всего три действующих лица, три старика - а за хорошими текстами для немолодых мастеров сцены охотится любой репертуарный театр. Поначалу все складывалось очень хорошо: перевод пьесы Сиблейраса очень понравился трем корифеям вахтанговской труппы - Михаилу Ульянову, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву. Сейчас, впрочем, можно лишь фантазировать о том, какой получился бы спектакль с участием этих выдающихся актеров. Причина, по которой работа так и не состоялась, проста и банальна - не нашли режиссера. француза Жеральда Сиблерайса для меня секрет. Возможно, к выбору этого драматического материала подтолкнул успех «Сатирикона», где несколько сезонов подряд собирал аншлаги спектакль «Тополя и ветер» (видоизмененное название французской пьесы). В «Сатириконе» получился бенефис трех молодых актеров: Дениса Суханова, Григория Сиятвинды и Максима Аверина. Недавно эта же пьеса была поставлена в театре имени Вахтангова, там трех ветеранов первой мировой войны сыграли Владимир Симонов, Максим Суханов и Владимир Вдовиченков. И этот спектакль в постановке Римаса Тумины тоже удался. Пенза стала первым провинциальным городом, где поставлена эта пьеса. Откровенно скудная по драматическую материалу, пьеса без начала и конца, пьеса состоящая из разговоров трех стариков. Пьеса «ни о чём». Видимо, это и испугало корифеев пензенской сцены, слышал, что Михаилу Каплану и Генриху Вавилову предлагали сыграть в спектакле, но те отказались, отказались из-за мизерности драматического материала. Еще поговаривают, что Михаил Яковлевич Каплан после премьеры спектакля обмолвился, знал бы он, что режиссер так удачно поставит спектакль, то согласился в нем участвовать.
Заслуга того, что спектакль состоялся на пензенской сцене, по праву принадлежит молодому режиссеру Андрею Шляпину. Не было бы его, его фантазии - спектакль не получился бы. Вместо старейших, мудрейших корифеев пензенской сцены спектакль сыграли представители среднего поколения (ближе к старшему) - Александр Куприянов, Евгений Панов, Сергей Дрожжилов. А вокруг них прекраснейшие мизансцены в виде реминисценций отработали молодые актеры нашей драмы.
©фото Дмитрия Журкина
Отлично, что в нашем театре стал играть Александр Куприянов, не за горами его превращение в приму пензенского драматического. Раскрылся, как неплохой драматический актер Сергей Дрожжилов ( я, вот, забыть не могу его неудачную игру Мастера в спектакле Беляковича).
Текст актеры по ходу пьесы забывали, несыгранность местами была видна невооруженным взглядом. Но режиссерские находки спасли и приукрасили спектакль. Посмотреть однозначно стоит, пару раз мурашки от атмосферы спектакля пробегали по моему телу. Хотя по душевности и смыслу этот спектакль не дотягивает до любимой мной постановки «Гарольд и Мод» нашего же театра, где с необычной стороны раскрылся Сергей Казаков, и вместе с ним играла, теперь уже покойная, Мария Тамбулатова. В финале «Гарольд и Мод» я плакал, слез мне не хватило на «Тополях».