Для многих жителей крупных городов РФ одной из основных проблем является проблема загрязнения воздуха. Ее можно почувствовать, что называется носом, увидеть глазами в воздухе, на стенах и окнах домов, на автомобилях. Эта проблема сокращает жизнь городского населения, приводит к росту заболеваемости, да и просто делает городскую жизнь неприятной.
По официальной статистике 92% загрязнений воздуха в Москве вызвано транспортом.Так как же бороться с загрязнением воздуха?
Ответ на этот вопрос очевиден и его можно сформулировать в следующих пунктах:
- Сокращать количество автомобилей на улицах
- Делать автомобили на улице более чистыми в плане выхлопа
- Увеличивать скорость движения по городским улицам - бороться с пробками.
Если с 3м у нас худо бедно но как-то борются строительством новой дорожной инфраструктуры, то с 1м и 2м все очень грустно.
На мой взгляд самым эффективным инструментом принуждения к сознательности является финансовый. Нужно создать условия при которых частные лица и компании будут заинтересованы финансово в использовании более энергоэффективного и чистого транспорта.
В этом смысле интересен опыт Лондона, где начиная с 2008 года действует очень вменяемая и последовательная программа ограничения въезда в город и "озеленения" парка автомобилей.
В центральной части города действует так называемая Congestion Charging Zone - зона платного въезда для загрязняющих воздух транспортных средств. Плата за въезд в центр Лондона по будням с 7 до 18:00 составляет 10 фунтов. Штраф за неуплату 130 фунтов.
На карте ниже Congestion Charging Zone выделена оранжевым:
По размерам Congestion Charging Zone имеет размер примерно 5х5 км. Если спроецировать это на Москву, то получилась бы зона чуть больше Бульварного кольца.
От уплаты Congestion Charge освобождены "зеленые" автомобили с ДВС, зарегистрированные после 01.01.2011, при условии что они выбрасывают менее 100г/км СО2 и соответствуют стандарту Евро5 или выше.
Так же есть список моделей подпадающих под категорию "зеленый" автомобиль которые были выпущены до 01.01.2011г.:
Как мы видим - это в основном небольшие дизельные автомобили.
Кроме "зеленых" автомобилей от уплаты Congestion Chargе освобождены все электромобили и подключаемые гибриды из согласованного списка, куда сегодня входят следующие модели:
- Chevrolet Volt/Vauxhall Ampera
- Toyota Prius Plug-In
Официальный сайт про
Congestion Charging.
Помимо Congestion Charging Zone, в Лондоне есть Low Emissions Zone, которая охватывает территорию практически всего Большого Лондона.
Low Emissions Zone подразумевает доступ в нее только автомобилей не ниже определенного экологического класса. Например для грузовиков это Евро3, для автобусов Евро4.
На карте ниже Low Emissions Zone выделена зеленым цветом:
Если это опять же спроецировать на Москву то будет Москва внутри МКАД примерно.
Если транспортное средство не укладывается в нормативы по токсичности выхлопа, то можно заплатить штраф. Например, для легкого грузовика или пикапа он составит 100 фунтов в день. Для автобуса или тяжелого грузовика 200 фунтов в день. Такие цифры красноречиво намекают, что реальный выход для частного владельца или корпоративного парка это либо замена устаревшего транспортного средства, либо перевод его на газ либо установка специального фильтра. Стоимость его установки от 1600 фунтов до 5000 фунтов в зависимости от марки и модели транспортного средства. Обязательна так же ежегодная сертификация и обслуживание.
Подробнее про
Low Emissions Zone.
Все сборы за Congestion Chargе идут на развитие транспортной инфраструктуры Лондона. Контроль за уплатой Congestion Chargе, а так же за соблюдением экологических ограничений на въезд в Low Emissions Zone осуществляется с помощью камер видеофиксации. Нет никаких турникетов или пунктов оплаты.
Теперь внимание, начиная с этого года Правительство Лондона ужесточает требования к "зеленым" автомобилям. Теперь, чтобы автомобиль подпадал под освобождение от уплаты Congestion Chargе, он должен выбрасывать менее 75 г/км СО2 и быть Евро5 или выше. Такие требования автоматически означают, что владельцы большинства дизельных малолитражек и обычных гибридов типа Toyota Prius (см таблицу выше) не смогут больше бесплатно ездить по центру Лондона. Квалифицированы будут только электромобили и подключаемые гибриды. Чтобы смягчить последствия для тех кто сегодня считается "зеленым" но не подпадает под новые требования, им предоставлен так называемый "Период заката - Sunset period" (оцените юмор), который закончиться 24го июня 2016 года.