НЕ можем повторить, или ...

Nov 02, 2020 10:38

... блеск и нищета советского авиапрома.

По поводу последнего полета последнего (по крайней мере в России) Ту-154 обозреватель НГ А. Поликовский разразился довольно симпатичным эссе. (Warning: Совкодрочерам лучше не читать, все равно не поймут).

Странным образом в стране, где все было тупо и глухо монополизировано, в авиапроме существовала конкуренция различных КБ; в стране, где свободная мысль была придавлена и прибита цензурой, существовала свободная мысль конструктора и инженера, творившая чудеса.

Говорят о формациях, называют это социализмом и коммунизмом. На самом деле это был рабовладельческий строй в древнеегипетском духе, где НКВД обращало инженеров в рабство, чтобы работали за решетками в шарашках. Авиационных шарашек было две - ЦКБ-39 и ЦКБ-29. Туполев работал в ЦКБ-29. За хорошую работу раба освобождали. Так, в таких условиях, на заре своей карьеры и в ее зените работали многие люди советского авиапрома: помимо Туполева и Бартини, это Поликарпов, Григорович, Петляков, Мясищев, Томашевич - все узники шарашек.

Но советский авиапром это не только известные всем имена и фамилии тех, кто принимал на себя и нес главную ответственность за судьбу самолета - они только вершина пирамиды. А ниже, как основа их работы и успеха - сотни и тысячи инженеров, советский инженерный класс, исчезнувший ныне, так что описывать его следует так же подробно и досконально, как мы описываем давно исчезнувшее французское дворянство или английское купечество. Я знал этих инженеров, я помню их детской и мальчишеской памятью, помню их разговоры со словами «флаттер» и «помпаж», логарифмические линейки у них в руках и их серьезную углубленность в работу, когда они склоняли лбы над листами с расчетами. Я помню человеческую основательность этих людей и их уверенность в своем деле, которое было для них смыслом, основой и константой бытия. Они и представить себе не могли, что в их стране созданные ими и еще не отлетавшие свой срок самолеты будут безжалостно резать на металлолом и что не будет больше их дела жизни и среды обитания - авиапрома.
...
Советский авиапром кончился вместе с Советским Союзом - судороги и агония продолжались в девяностые. Авиапром просто не мог выжить в едкой среде, разъедавшей смысл любого честного дела и человеческие жизни. Я не знаю, можно ли было спасти и сохранить все эти многочисленные и дышавшие на ладан КБ и заводы, но точно знаю, что люди у власти не хотели, не пытались и даже не думали о том, чтобы провести авиапром через смутное время и сохранить его. Они занимались расхищением, а не сохранением. Мы жили тогда в подвергавшейся разграблению стране, а теперь мы живем в стране, в которой сформировался и окостенел режим грабителей.

Увы, даже внук знатного советского авиаинженера не смог избежать "проклятия стрелки осциллографа". Упомянутый в тексте гигантский самолет К-9 главного конструктора Калинина, расстрелянного в 1938, на самом деле был самолетом К-7. Вычитывать и сверять текст в сегодняшних журналистских кругах, очевидно, считается "западлом". Жаль.

PS Кстати, сказанное в первом цитированном абзаце верно не только для советского авиапрома. То же самое происходило и в танкостроении, артиллерии, судостроении, атомной промышленности. Что не удивительно: тоталитарным режимам всегда нужно современное оружие. Тут уж у самых последних заидеологизированных идиотов (а большевики ими как раз не были!) включается здоровый прагматизм. Который, впрочем, вполне ограничен некотрыми рамками. Так, например, развить конкурентноспособную современную электронику у большевиков не получилось. Несмотря на полученные по репарациям немецкие заводы, хорошую работу разведки, коммунистических американских евреев-перебежчиков и все такое прочее. Очевидно, есть цветы, которые не растут в шарашках. Я об этом задумался еще тогда, когда впервые прочел "Ракеты и люди" Бориса Чертока.  Но это все - тема для отдельного разговора. Не здесь и не сейчас.

This entry was originally posted there. Please comment here or, in the worst case, - there.

ссср, авиация, тоталитаризм

Previous post Next post
Up