«В России все чаще убивают детей»: о создании мифов и статистике ложных доносов

Nov 11, 2010 19:26


Мы уже писали о том, как широко распространяют пропагандистские мифы о том, что в России каждый год неимоверное количество детей гибнет от рук родителей. И вот, пришла пора медиа-страды, и нам приходится наблюдать, как собирается новый урожай мифов.

«В России все чаще убивают детей» пишет Утро.ру и цитирует сведения, озвученные детским  омбудсменом Павлом Астаховым на совместной Российско-Французской конференции, посвященной «защите прав ребенка»:

«В 2009 году 108 тысяч детей стали жертвами преступлений, почти 2 тысячи погибло. В 2009 году в органы опеки и попечительства РФ поступило 37 тысяч сообщений о детях, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, более 6 тысяч детей отобраны у родителей в связи с этими сообщениями», - сказал Астахов в ходе российско-французской конференции «Защита детей от насилия».

Нет никаких сомнений, что Франция, в которой ювенальные суды нередко отбирают детей за то, что родители их «слишком любят» (вспомним случаи с нашими соотечественницами Натальей Захаровой и Светланой Вахитовой), и где, по некоторым сведениям, около 50% детей, отобранных у родителей, были изъяты из семей незаконно и без достаточных оснований  - это лучший образец заботы о защите детских прав.  У обладателей такой замечательной системы стоит поучиться. Но сейчас мы не будем это обсуждать, а уделим внимание представленным цифрам и их интерпретации в прессе.

Две тысячи детей, погибших в результате преступлений, это, безусловно, трагедия. Но почему же «Утро.ру» с такой уверенностью пишет - в России «все  чаще» убивают детей. Есть ли основания для нагнетания обстановки?

Таких оснований нет. Напомню, что в 2007 году по официальным данным МВД и Следственного Комитета при прокуратуре РФ всего погибло в результате преступлений 2.500 детей. В 2008, по данным той же Генпрокуратуры погибло 1900 детей, а в 2009 - 1600 (что и сказать - действительно «почти 2000», плюс-минус несколько сотен -  очевидно, не в счет).  Как можно видеть, это число падает в абсолютном выражении.

Можно посчитать и средний уровень смертности детей в результате преступлений. Берем за основу данные Росстата о численности населения в возрасте до 19 лет по России за эти годы (2007 - 31970 тыс. чел., 2008 - 31031, 2009 - 30353), выяснив, что доля детского населения в этом числе в 2008 г. (26055 тыс. человек по данным того же Росстата) составляла примерно 84% и предположив, что в эти годы она оставалась примерно постоянной, мы проводим несложные вычисления и выясняем, что уровень смертности в результате преступлений на 100 тыс. человек детского населения составлял:  9,3 (2007), 7,3 (2008) и 6,3 (2009). Иными словами, и это число также с каждым годом снижается.

Таким образом, число детей, погибших в результате преступлений, с каждым годом падает, если верить официальной статистике. А некоторые журналисты внедряют в умы россиян мысль о том, что оно растет. Зачем?

Причем речь идет обо всех детях, погибших в результате преступлений. Из них, скажем, в 2009 году, именно в результате насилия (далеко не только семейного) погибло 700 детей. Нет никаких оснований полагать, что в результате семейного насилия в 2009 году погибло больше детей, чем в другие годы. Каково оно в действительности, мы уже писали - примерно 10% (около 200 человек в год).

Однако все эти факты не мешают порталу KM.RU ярко и солнечно писать о том, что «Две тысячи российских детей погибли от издевательств в 2009 году».

Кого-то еще удивляет, что после этого по народу гуляет миф о «родителях-извергах»? Этот миф, разумеется, подкрепляется и другими публикациями, появляющимися в прессе на фоне приведенных нами замечательных заголовков, например такими:  «А. Левитская: «Работники образования обязаны реагировать на признаки семейного неблагополучия»». Нет, совершенно понятно, что это не о том. Никто и не думает обвинять представителей Минобрнауки в поддержке мифов. Но впечатление от одновременного появления подобных публикаций - вполне предсказуемо.

Кому и зачем нужны преувеличенные цифры и мифы о том, как детям плохо в семье? Предоставим догадываться и судить об этом читателю.

Против того, что эти ошибки и преувеличения - чистая случайность говорит то, что мы знаем об американской практике.  Когда  в 1994 Национальный Комитет по предотвращению насилия над детьми подвергли критике за то, что он публиковал в своем статистическом отчете неточные и завышенные данные о насилии над детьми (в частности, выдавая за реальное число случаев насилия количество «сигналов» о насилии, поступивших в службы защиты детей), Дебора Даро, один из авторов отчета, вполне честно сказала прессе:

«Наша задача не в том, чтобы сообщить людям абсолютную истину, а в том, чтобы дать им почувствовать глубину проблемы» [1].

К слову о глубине проблемы. Мы уже рассказывали о том, какими неприглядными методами «защитники детей» порой призывают граждан к слежке друг за другом. Это приносит свои плоды.  На той же русско-французской конференции Павел Астахов сообщил:

«В 2009 году в органы опеки и попечительства РФ поступило 37 тысяч сообщений о детях, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, более 6 тысяч детей отобраны у родителей в связи с этими сообщениями»

Напомним, что при реальной угрозе жизни и здоровью, согласно 77 статье Семейного Кодекса органы опеки немедленно отбирают ребенка у родителей. Таким образом, даже предположив, что все шесть тысяч детей были отобраны законно (что маловероятно, с учетом даже только тех злоупотреблений органов опеки, которые становятся публичными), можно сделать печальный вывод:  84% «сигналов» от граждан в органы опеки оказываются ложными доносами. На их основании происходит, таким образом, неправомерное вторжение в частную жизнь семьи.

Интересно, эта цифра - устраивает сторонников вмешательства в семьи? Считают ли они, что это нормально?

P.S. Мы не имеем в виду, что детей не надо спасать, когда их жизни и здоровью угрожает действительная опасность. Надо. Однако, мы считаем, что делать это надо, не поощряя доносительство «всех на всех», не вмешиваясь в жизнь нормальных семей без доказанных оснований, и не манипулируя эмоциями населения с помощью ложных мифов и преувеличенных цифр.

[1] Brenda C. Coleman, Associated Press, «Abuse, Neglect Killed About 1,200 Children in ’93,» Charlotte Observer, (April 8, 1994)

Перенесено из нашего основного блога.

Комментарии, права семьи, Мониторинг СМИ, изъятие детей, Астахов

Previous post Next post
Up