Южной Америке «повезло» с вирусами лихорадок, передаваемых насекомыми - их там больше, чем где-либо. Но у большинства из них ограниченные ареалы и широкой публике (помимо тех, кто живет в этих местностях) они почти неизвестны. Однако, время от времени, тот или иной из этих вирусов выходит за пределы своего ареала и становится «знаменитостью». Происходит это при неожиданном и резком подъеме заболеваемости соответствующей тропической лихорадкой и её «экспансии» в регионы, в которых её ранее не было. Последний раз это случилось с вирусом Зика, который громко заявил о себе в преддверии олимпиады в Рио-де-Жанейро. И вот сейчас, хотя в существенно меньшей степени (пока?), «знаменитостью» становится вирус лихорадки Оропуш (Oropouche Virus - OROV).
Этот вирус был открыт давно - ещё в 1955г. Его тогда выделили от больной лихорадкой с о. Тринидад. В то время было принято использовать в именах вирусов географические названия тех мест, где они были впервые изолированы. OROV был назван так, то ли по название реки Oropouche, протекающей в тех местах, то ли по названию деревни (Vega de Oropouche) в которой жила источник первого изолята OROV. Впоследствии от использования географических названий в именах вирусов отказались. Но менять уже укоренившиеся «географические» названия не стали.
До недавнего времени ареал OROV ограничивался бассейном Амазонки. Изредка помимо Бразилии вспышки лихорадки Оропуш случались в других районах Бразилии и соседних с ней странах. Но больших проблем это не доставляло - лихорадку Оропуш даже получила «кличку» - ленивая.
Но в этом году OROV «разгулялся» - заболеваемость резко повысилась. Только в Бразилии, по сравнению с 2023г, она выросла в 10 раз (последние официальные цифры - 8000 случаев). Помимо Бразилии эпидемия лихорадки Оропуш распространилась на Боливию, Колумбию, Перу, Доминиканскую Республику и Кубу. В последней это заболевание ранее не обнаруживалось. Завозные случаи лихорадки Оропуш диагносцированы в Италии, Германии и Испании (все после посещения Бразилии или Кубы).
Настораживает то, что в среднем лихорадка Оропуш стала протекать тяжелее, чем ранее, хотя и заканчивается выздоровлением (за редкими исключениями - известно 2 летальных случая у беременных женщин). Самое неприятное - во время беременности OROV может передаваться плоду. В Бразилии уже зафиксировано 2 летальных случая микроцефалии (уменьшения головного мозга) у плодов.
Ещё один настораживающий момент - лихорадка Оропуш появилась на Кубе, где отсутствует её основной распространитель - мошки вида Culicoides paraensis. Но OROV может распространятся и несколькими видами комаров. Некоторые из них обитают на юге США
Повышение «зловредности» OROV, скорее всего, связано с появлением нового варианта вируса. Вообще-то OROV имеет сегментированный геном, что существенно повышает потенциал изменчивости. Так-что странно, что такой сюрприз OROV выдал впервые.
Эффективных противовирусных препаратов против OROV нет, вакцины тоже, даже в разработке.
Насколько серьёзным вызовом окажется эпидемия лихорадки Оропуш сказать трудно. Думаю, хотя это и из области гадания - ничего экстраординарного не произойдёт. Но следить за тем, как развивается эта история, несомненно, стоит.
Проф_АФВ