Приблизительно пару недель назад в Ланцете была опубликована статья, озаглавленная: «Global age-sex-specific mortality, life expectancy, and population estimates in 204 countries and territories and 811 subnational locations, 1950-2021, and the impact of the COVID-19 pandemic: a comprehensive demographic analysis for the Global Burden of Disease Study 2021». Нужды в переводе, думаю, нет.
Как видете, «замах» глобальный. Этому соответствует и список соавторов - он занимает 24 страницы убористого текста. Данное исследование было выполнена в рамках программы GBD (The Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors Study/Исследование глобального бремени болезней, травм и факторов риска), финансируемой фондом Била и Мелинды Гейтс.
Я не специалист по демографии и не могу оценить насколько методология этого исследования минимизировала неполноту первичных данных и большой разброс в их качестве, что неизбежно в такого рода работах. Но, скорее всего, качество этого анализа находится на уровне лучших стандартов в данной области. Что, впрочем, не исключает наличия неучтённых предвзятостей. Более того, думаю, они наверняка есть.
Но, как бы там ни было, в этой статье в концентрированном виде и удобоваримой форме содержится огромный объём демографической информации с разных уровней (глобально, географические регионы, экономические регионы, страны, возрастные и половые группы и т.д).
Основная цель этого поста - оповестить читателей блога, что такой информационный ресурс существует и он общедоступен - любой желающий может скачать pdf данной статьи здесь -
https://doi.org/10.1016/S0140-6736(24)00476-8 .
Что касается основных выводов:
1) Вплоть до 2020г, сбалансированная по возрасту смертность падала, а средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении росла, везде, особенно выражено в так-называемых развитых странах. Исключение, составила Африка, южнее Сахары, где в начале 1960-х ожидаемая продолжительность жизни резко уменьшилась, как считают авторы статьи, из-за голода.
2) В 2020г пандемия COVID-19 "сломала" эту тенденцию, практически во всех географических макрорегионах, но произошло это за счёт смертности взрослых. У детей траектория везде осталась неизменной - смертность падает, ожидаемая продолжительность жизни растет, разумееется, в среднем.
Конкретику демографических показателей по разным регионам и странам за весь период, и с акцентом на ковидные годы, можно найти в статье. Здесь разброс очень большой. Есть даже страны, хотя их и мало, с «отрицательной избыточной смертностью» в ковидные годы (общая смертность в этих странах в ковидные годы, ниже, чем в доковидные). Если судить по оценкам избыточной смертности в ковидные годы, сделанных в этом исследовании, в России этот показатель один из наиболее высоких.
На следующем графика (тоже из статьи) представлена динамика прироста народонаселениея Земли в целом, и по географическим макрорегионам.
Из графика видно, что после пика в районе 2009г (если я правильно посчитал на графике), прирост человечества упал, затем немного увеличился и, где-то начиная с 2016-2017, неуклонно замедляется. КОВИД добавил крутизны этому падению, но его фундаментальная и долгоиграющая причина иная - повсеместно, хотя и в разной степени, наблюдается снижение рождаемости. Об этой тенденции подробно во второй статье от GBD, опубликованной в Ланцете несколько дней назад (
https://doi.org/10.1016/S0140-6736(24)00550-6).
Для сегодняшнего поста, думаю, достаточно. Тем, кому данная тема интересна, нужно обратиться к оригинальным публикациям.
Проф_АФВ