Нобелевская премия по медицине 2023. Открытие «вдохнувшее жизнь» в мРНК вакцины и судьба его автора

Oct 02, 2023 08:08


Сегодня объявлено о том, что Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена венгерке Каталин Карико (Katalin Karikó, если по-венгерски, то Karikó Katalin) и американцу Дрю Вайсманн (Drew Weismann). Премия присуждена за «прорывные находки, которые фундаментально изменили наши представления о том, как мРНК взаимодействуют с иммунной системой. Лауреаты внесли вклад в беспрецедентно быструю разработку вакцин во время одной из наибольших угроз здоровью человека в современные времена».

Год с небольшим назад у меня был «двухсерийный» пост об истории мРНК вакцин (https://prof-afv.livejournal.com/124905.html/ , https://prof-afv.livejournal.com/124962.html ). Красной нитью этого поста было предсказание - за создание мРНК вакцин дадут Нобелевскую премию. Но кому? Ведь это не было  «одномоментным открытием» и заметный вклад внесли многие учёные. Лично я считал основным фаворитом Каталин Карико. И Нобелевский Комитет прислушался... (шутка)

Научный путь К. Карико был «ухабистым». Но, в конечном итоге, ей удалось пробитьсяь «через тернии к звёздам».



Она родилась, выросла и получила образование, включая высшее, в Венгрии. В начале 1980-х годов К. Карико защитила кандидатскую диссертацию по биохимии в Университете Сегеда (кстати, в то время этот университет имел в Венгрии репутацию самого «крутого» в области молекулярной биологии). К середине 1980-х её научная карьера в Венгрии зашла в тупик, и она с семьёй переехала в США. Поначалу в Америке её дела складывались довольно успешно и в 1989г она получила постоянную работу в Университете Пенсильвании. К этому времени она уже имела опыт работы с РНК как экспериментальными фармпрепаратами. Но далее начались тернии - её заявки на гранты (различные экспериментальные аспекты терапии на основе мРНК) неизменно отклонялись. Дело дошло до того, что в 1995г. руководство университета, неудовлетворённое её научной продуктивностью, предложило либо уйти, либо быть пониженной в должности. К. Карико осталась и продолжила «копаться» в бесперспективной, как казалось многим, «мРНКовой» тематике. Её усилия и настойчивость произвели впечатление на известного иммунолога Д. Вайсманна, который в то время заведовал лабораторией иммунологии в Университете Пенсильвании. Он предложил ей перейти в его лабораторию. И здесь началось её «восхождение к звёздам».

В 2005г. в журнале Immunity (не самый «крутой» журнал) была опубликована статья, в которой было показано, что если в мРНК заметить уридин на его редко встречающийся в мРНК аналог (псевдоуридин), то это не только не мешает эффективному считыванию белка с такой мРНК, но и очень существенно тормозит воспалительную реакцию на введение мРНКового препарата. Первым автором этой статьи была К. Карико, а последним Д. Вайсманн (это место обычно резервируется для заведующего лабораторией, в которой выполнена работа).

Значение этого открытия  было оценено не сразу. Карико и Вайсманн учредили стартап для его коммерциализации, но из-за недостатка финансирование, просуществовав несколько лет, эта компания закрылась. Но главный тормоз был в том, что права на технологии модификации мРНК псевдоуридином принадлежали Университету Пенсильвании, а не Карико-Вайсманн. Не знаю почему (может план по продажам надо было перевыполнить), но бюрократам из патентного офиса университета не терпелось продать эти права. Что они вскоре и сделали, выручив 300 тысяч долларов. Затем у эксклюзивной лицензии на эту технологию менялись собственники и в конечном итоге она «осела» в малоизвестной компании Cellscript. А сейчас эта компания, не имеющая никакого отнрошения к открытию, получает сотни миллионов долларов за сублицензирование данной технологии.

Между тем, начался «взлёт» мРНК вакцин. По многом это было связано с открытием Карико-Вайсманн, которое позволило преодолеть, едва ли, не основной барьер на пути создания мРНК вакцин - сильную воспалительную реакцию на введение немодифицированных мРНК. Появились небольшие, по меркам фармрынка, но уже вполне солидные игроки. Тогда о них знали единицы. Сейчас они известны почти всем. Это Moderna (США) и BioNTech (ФРГ). Для примера, на запуск BioNTech частные инвесторы выделили 150 миллионов евро. Ещё больше в своё время получила Moderna. Интересно, что и Moderna и BioNTech были основаны и выведены на орбиту не «успешными менеджерами», а яркими учёными. Ещё одним, как оказалось, менее успешным игроком, была немецкая компания CureVac (эта та, которую Трамп хотел купить, но Меркель не дала этой сделке состоятся).

Возвращаясь к К. Карико. Несмотря на неудачу первого собственного бизнеса, она приобрела репутацию ведущего эксперта по мРНК препаратам. Естественно, и Moderna и BioNTech были рады её заполучить. Karikó выбрала BioNTech и в 2013 году стала вице-президентом этой компании, а в 2019 (т.е. ещё до COVID-19) старшим вице-президентом. В том, что BioNTech сделала мРНК вакцину COVID-19 в кратчайший срок, несомненно, велик и её вклад.

Вот такая вот история, со счастливым концом, навеянная сегоднящней Нобелевской премией.

Проф_АФВ

P.S. Cреди моих постов есть немало общеобразовательных, не привязанных к «информационным поводам». Заглавия и линки почти всех постов, можно найти в каталоге блога (см. «подвал» верхнего поста).

мРНК вакцины, Нобелевская премия, медицина, псевдоуридин

Previous post Next post
Up