После Пре Кана мы продолжили путешествие по большому кругу. Дружно решили пропустить Ник Пин и остановились у Та Сома.
Вдруг откуда ни возьмись...
Честно, ничто не предвещало такого наплыва автобусов. По моему мнению, до этого куска большого круга они и не должны все добираться. Но у крошечного Та Сома обочина была забита транспортом с обеих сторон, мы там еле приткнулись на тук-туке. А потом минут пять пытались проникнуть в ворота Та Сома, потому что оттуда выходила одна группа, вторая, третья... Жалко, что вышли не все, ради этого я бы и еще подождала.
Та Сом (конец 12-го века, буддизм)
Долго ломала голову над тем, что мне напомнил Та Сом. А потом прочитала, что он - миниатюрная копия Та Прома.
Именно там мне больше хотелось полазить за забором храма, а не внутри него, но у мужа мое скромное предложение вызвало приступ паранойи с воспоследовавшей дикой фантазией на тему того, кто и в каком количестве за этим забором размножается и кусается.
В Та Соме мы лицом к лицу столкнулись с известным интернет-мемом под названием "китайский турист". Надо сказать, что "китайский турист" - это совершенно особый подвид туриста. Измеряется в автобусах и отличается от других даже не любовью, а навязчивой идеей запечатлевать себя в ста двадцати позах на фоне всего подряд, чем сильно достает.
До этого (и после этого) фортуна была к нам более благосклонна и больше одного китайского туриста (одного автобуса, ай мин) навстречу не посылала.
В Та Соме мы побродили совсем недолго - где-то с полчаса. Нашли знаменитую, оплетенную баньяном гопуру,
и поехали к Ист Мебону и Пре Рупу. Кстати, напротив Та Сома есть что-то типа лодочного причала,только лодок не видно.
Ист Мебон и Пре Руп
Эти два храма на пару веков постарше всех предыдущих, оба индуистские, оба пирамидального типа. И в обоих тень отсутствует как класс. Они безумно друг на друга похожи, ну, не как близнецы, а как родные братья.
Время подходило к 12-ти и с чувством выполненного долга мы отправились в отель.
По дороге я немного подумала на предмет, куда бы метнуться во второй половине дня. Тукер активно лоббировал озеро Тонлесап, но на озеро по некоторым причинам мне не хотелось. Можно было бы вернуться в Ангкор и посмотреть, например, вечерний Байон или вечерний Та Пром. Можно было бы залезть на Пном Бакенг и потолпиться там в надежде увидеть закат.
Я же решила съездить в Ролуос. Спешить было особо некуда, поэтому свидание тукеру мы назначили на четыре и умотали отдыхать. Все-таки замечательно, когда в отеле есть бассейн.
Ролуос
Посещается по ангкоровскому билету.
Стоит заметить, что ангкоровский билет на один (20$), три(40$) или семь (60$) дней продается исключительно в кассах Ангкора, а кроме последнего необходим для посещения Бантей Срея и Ролуоса, где его купить невозможно.
Ролуос сейчас - это небольшая деревушка к востоку от Сием Риепа и ничто не напоминает о том, что в 9 веке она была столицей камбоджийского царства. Sic transit gloria mundi.
В Ролуосе сохранились три храма: Баконг, Пре Ко и Лолей - все они доангкоровского периода.
Грамотнее завернуть туда на обратном пути из Бенг Мелиа, Ко Кера или Пном Кулена - потому что все равно мимо ехать.
Место спокойное, безлюдное и приятное именно своей безлюдностью. Ничего из разряда "маст си" там нет. Если время поджимает, Ролуос спокойно можно опустить, хотя Баконг милый.
Баконг представляет собой шестиступенчатую пирамиду, окруженную большим рвом с водой.
Вечерело. У Баконга сидело трио с народными инструментами. Я подошла и положила им риели, накопившиеся со сдачи. Трио схватилось за инструменты и вжарило народную песню.
Я даже особо и не фотографировала.
На обратном пути остановились у крошечного Пре Ко, что в переводе означает "Священный Бык". От Пре Ко мало что осталось, разве бык Нанди до сих пор готов куда угодно отвезти своего Шиву.
И группа весьма серьезных хищников. Почти 12 веков эти львы охраняют жилище Шивы, чего только ни повидали, бедолаги, но держатся молодцом!