В недавно изданной новой документальной книге известного сергианского униата-«единоверца» Б.П.Кутузова «Ошибка русского царя. Византийский соблазн» или «Византийская прелесть» (М. 2008 г. в серии «Заговор против России»), являющейся завершением его исследования «Церковная «реформа» ХУП века» или «Тайная миссия патриарха Никона», лжеепископ Игнатий
(
Read more... )
ВОПРОС. Есть ли еще где писано в Божественном Писании, что антихрист явится внезапно и от четвертаго зверя, то есть Римскаго царства?
ОТВЕТ. Есть. В Божественной Апокалипсии написано: "Я видех зверя, восходящаго из моря, имуща седмъ глав и рогов десять, и на рогах его десять диадим и на главах его имя ху¬лы". (Апокал., гл. 13). Андрей Кесарийский толкует: "Нецыи убо зверя сего нижайшую некую силу сатанину прочими демоны обладающую истолковаша, исходящаго же по нем из земли антихриста Мефодий же, и Ипполит и инии, на самого ан¬тихриста истолковаша настоящаго зверя, и из многомятежнаго житейскаго сего моря и многоволнящагося исходяща. И зверь, его же видех, подобен бе рысю, и нозе его, яко медвежи, и уста его яко уста львовы.
Толкование Андрея Кесарийскаго: "Я зверь, его же видех, подобен бе рысю. Чрез рыся убо еллинское, чрез медве¬дя же перское, а чрез льва вавилонское царство знаменует, ими же будет державствовати антихрист, аки римский царь грядущий и начальство римское разоряющий " (Апокал. толковый, стр.124).
ВОПРОС. Как сие разуметь, что антихрист разорит римское царство?
ОТВЕТ. Святый Златоуст написал: "Власть римская, егда возмется от среды, тогда он приидет. И влепоту донеле же сея власти будет страх, никтоже скоро покорится. Егда же тая разорится, нападет на безначальство, и человеческую и Божию похощет похитити власть. Яко же бо яже прежде сего разоришася царствия, сиречь Мидское от Вавилонскаго, Вавилонское от Перскаго, Перское от Македонскаго, Маке¬донское от Римскаго: Токо сие от антихриста, а он от Хри¬ста" (Беседы апост. л. 2341).
ВОПРОС. Если антихрист является по падении римской им¬перии и восхищает ея власть, то сбылось ли это уже и на ком, или сбудется еще в будущем?
ОТВЕТ. Сбылось на отступнике папе римском.
ВОПРОС. Каким писанием это можно подтвердить?
ОТВЕТ. В книге Кирилловой в главе 4-й написано: "Папа же римский, отринувся от греческия области и от царства, и взяв на ся не токмо престол и власть царскую и святительскую, но и Божию (Кирил. книга, л. 26). Учинися князем мира сего, и обогатися на земли областию, и всего мира обдержателем прозвася, восприят на ся Божию и святительскую власть (Кирил. книга, л. 46 об.). И то явно в Риме от того времени настала власть антихристовых предотеч, егда власть царей римских в Риме престала, тогда человек духовный, папа римский, Божию и святительскую власть нача держати". (Кирил. книга. л. 48 об., по изд. 7450 г.)
Reply
ВОПРОС. Верно слово и всякаго приятия достойно, что про¬рочество Даниилово сбылось на Риме. Но как и где следует разуметь пришествие последняго антихриста с печатию чис¬ла: 666?
ОТВЕТ. В событии времен 1666-го года.
ВОПРОС. Где и какое писание о сем поведует?
ОТВЕТ. В книге Божественнаго Откровения написано: "Я видех инаго зверя, восходяща из земли и имаше два рога, по¬добна агньчима, и глаголаша яко змий. (ниже) И творит вся малыя и великия, и богатыя, и убогия, и свободныя и рабы, да дадут им начертание на десной руце их или на челех их. (ни¬же) Зде есть мудрость. Имеяй ум, да сочтет число зверево. Число бо человече есть: и число есть шестьсот шестьдесят шесть" (666).
ВОПРОС. Не имел ли этой печати одиннадцатый римский рог?
ОТВЕТ. У римскаго малаго рога не было печати, ибо печать 666 означает утвердительную силу последняго отступления. Как на гражданских бумагах печать полагается в конце грамоты, так и в мировой церковной истории действие последняго антихриста запечатывается полностью падения звезд небесных, где и полагается печать времени.
ВОПРОС. Каким писанием можно подтвердить, что это со¬вершилось?
ОТВЕТ. Книгою о святой Вере, где пишется: "Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози. О правде, яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу, еже о нем 666. (Апокал. гл. 13). Число бо человеческо есть антихристово. Кто весть, аще в сех летех, 1666, явственных предотечев его, или того самаго не укажет" (О вере, гл. 30, л. 270).
Книга о Вере написана в Западной России в тысяча пятьсот девяностых годах и напечатана в Москве в 1648 г., следствием чего и получились никоновския реформы.
ВОПРОС. В писании сказано, что при антихристе будет го¬нение велие за веру (Соборн. Больш. сл. 3, в неделю мясопу¬стную) и многие будут мучими за исповедание веры. Было ли что-нибудь подобное в указанное книгою о Вере время?
ОТВЕТ. Было. Об этом также предсказано в Книге о Вере словами: "Аще кто достигнет тех времен (т. е. 1666-ти), на брань с самим дияволом (Книга о Вере, л. 271).
И вот в 1666 г., 12 февраля, были прокляты все, ко¬торые молились двоеперстно по преданию древней Церкви, а также было проклято и самое двоеперстие (Ист. рус. раскола Макария, стр. 169, 170). Это и многия другия изменения вы¬звали протесты со стороны ревнителей святой старины, кото¬рые и пострадали как исповедники в самое число 1666 года. Протопоп Аввакум был лишен сана и предан гражданскому суду, сослан в заточение и сожжен в срубе (Деяние Собора 1666 г., деяние 4). Феодор диакон за защиту святой старины был предан трижды анафеме и гражданскому суду, который за смелое обличение приказал отрезать ему язык (Деяние 6). Благоревностный Лазарь, во священных священник, за святую старину и за обличение нововводства был предан анафеме и гражданскому суду, а последний казнил праведника от¬резание языка (Деяние 9). В посланиях Аввакума, как пишет¬ся в предисловии на три челобитныя, дух противоборства оттенился характером всеобщаго отрицания и доведен даже до озлобленности. На все это московское правительство от¬вечало многочисленными ссылками, казнями истребляло противников огнем в срубах, морило в сырых земляных тюрьмах, рубило головы, по плечи зарывало живых в землю, резало языки, уши и проч. (Три челобитныя справщика Савы Романова, изд. Д. Е. Кожанчикова 1862 г., предисл. стр. 3) Та¬кова истина событий.
Reply
ОТВЕТ. Девица нечистая, та таинственная блудница, что по¬казана в 17-й главе Апокалипсиса, и есть духовная любодеица. Сие же разумеется духовно, как и сказано в толковании Андрея Кесарийскаго: "Духовным сущим сказуемым, духовныя премудрости, а не мирския потребы коеже разумети глаголемая" (Апокал. толков. Андрея Кесарийскаго, стр. 178) А что это действительно так, в предисловии толковаго Апо¬калипсиса сказано: "По сем вознесеся духом в пустыню и виде жену, седящую на звери багряном, имущем глав седмь: и на¬знамена от сея быти антихристу (Предисл. на Апокал. тол¬ков. стр. 10). Сия жена блудница есть соборное земное царство, (Апокал. толк. стр. 173) земное плотское мудрование, от чего и раждается антихрист".
Если же кто сию девицу нечистую и сущую жидов¬ку принимает только в буквальном смысле, то пусть прочтет следующее писание. Преподобный Ефрем Сирин пишет: "Ро¬дит бо ся (антихрист) от жены скверны" (Слово 110 л. 300). Святый Ипполит в Соборнике: "Тем же образом и сопротивник от скверныя жены изыдет на землю, родит же ся по привидению от девицы" (Соборн. Больш. л. 128 об.). Святый Иоанн Дамаскин свидетельствует, что "антихрист из блуда народится и подъимет все действие сатаны" (Книга его, гл. 27).
Из сопоставления приведеннаго получается: Ефрем преподобный говорит, что антихрист родится от жены, а не от девицы. Ипполит святый свидетельствует, что антихрист родится прежде от жены, а потом от девицы. Иоанн Дамаскин уже не упоминает ни жену, ни девицу, а только блуд, как и сказал, что антихрист родится не просто от блуда, а из блу¬да, т. е. из совокупности заблуждений. Поэтому нельзя при¬нимать нагую букву за действительность, в противном случае грозит опасность: "Удовлетворяться буквальным смыслом Св. Писания, значит есть прах подобно змию, как сказал блаженный Иероним" (Фаррар. Первые дни христианства, стр. 231).
ВОПРОС. В писании поведуется: "Антихрист три царя убиет гневом: Египетскаго, Ливийскаго и Эфиопскаго" (Соборн. Бол., л. 129 об.). Как это понимать, чувственно или духовно?
ОТВЕТ. Духовно. Блаженный Иероним пишет: "Благоразумный и христианский читатель в пророческих обетованиях пусть примет за правило, что иудеи и наши, или лучше не наши, но иудействующие, признают имеющим исполниться телесно, мы должны признавать уже исполнившимся духов¬но, чтобы следуя их басням и, по апостолу, невежественным состязаниям (2 Тимоф., гл. 2) не уклоняться в иудействование. И так тот, кто есть небо и гражданин неба, тот пусть таинственно внемлет тому, что говорится, а кто земной, тот пусть следует простой истории" (Твор. бл. Иеронима, ч. 7, стр. 9 и 201).
ВОПРОС В писании читаем: "Антихрист полетит на Аер со множеством демонов во образе ангельском" (св. Ефрем Сирин, сл. 105). Как сие разуметь?
ОТВЕТ. Сие сказует Божественный апостол об отступниках от правыя веры: "Бог весть, а еже творю и сотворю, да от¬секу вину, хотящим вины, да о нем же хвалятся, обрящутся якоже и мы. Таковии бо лживи Апостоли, делатели льстивии, преобразующеся во Апостоли Христовы. И не дивно, самбо сатана преобразуется в ангела света. Не велие убо аще и служителие его преобразуются яко служителие прав¬ды, их же кончина будет по делом их" (Коринф. 2, зач. 192)
Reply
ОТВЕТ. Нет, ибо сие говорится в иносказательном смысле. Море есть весь мир, как объясняют святые Мефодий Патарский и Ипполит, папа Римский. (Апокал. толков. Андрея Кесар., стр. 127). Земля изсышет-землею именуется человек: "Земля еси и в землю паки пойдеши" (Бытия гл. 3). Изсышет от бездождия, - дождем Афанасий Александрийский именует евангельское слово (Псалтырь толк., л. 538). Когда возлюбит человек земное плотское мудрование, то лишается небесной влаги, благодати Святаго Духа. Сады увянут. Те сады, кото¬рые не насадил Бог, как сказал Христос: "Всяк сад, его же не насади Отец мой небесный, искоренится" (Матф., зач. 61).
ВОПРОС. В Писании сказано: "Паки той же змий (антихрист) прострет руце свои и соберет множество гад и птиц и пойдет верху бездны, яко посуху". (Ефрем Сир. сл. 105). Как сие подобает разуметь?
ОТВЕТ. Садами именует Божественное Писание людей мыс¬лящих земное, как объясняет Василий Великий: "Послю аки гады на землю, сказал Бог устами пророка, то есть останок людей мыслящих земное, потому что от их злобы родились пресмыкающиеся и ядовытые гады. - Пресмыкающиеся потому, что утратили высоту, на которой были поставле¬ны по первому своему устроению, и ядовитыми потому, что растлевают встречающихся с ними". (Твор. Василия Вел., ч. 2, с. 356).
Пойдет верху бездны. Евсевий Кесарийский бездною называет неверных людей, как и пишет: "Можеши же глаголати бездну и чин, неверных язык и во времена востающих и гонящих церковь". (Псалтырь толков., л. 648 об.).
О Христе говорится: "Вседе на коня, на апостолы своя, Господи". Таким образом и антихрист делается всадни¬ком людей зловерных хульников и гонителей.
ВОПРОС. Как разуметь глаголемое в Писании: В царство антихристово "Небо не даст росу свою, облацы не дадят во¬ду, земля отвержется плодов своих, море исполнится смра¬да, рыбы его изомрут, реки изсохнут, блата изсякнут, студенцы оскудеют, зверие на человеки востанут, скоти и чет¬вероногая помрут". Совершится ли сие все видимо и чувст¬венно?
ОТВЕТ. Все Божественное Писание подразделяется на исто¬рическое, иносказательное и нравоучительное. История поведует события прошедших времен. Иносказание объясняет смысл, лежащий в сокрытой речи. Нравоучение от всего бе¬рет подобающее и тем украшает данное слово. И в предло¬женном писании не прошедшия явления поведутся, а будущия. Будущия же предсказания относятся к разряду пророче¬ских писаний. Таким образом, и предложенное писание отно¬сится к разряду таинственных, как и увидим: "Небо не даст росы" - это словесныя небеса, поведующия славу Божию. "Глаголати можеши ангел и человек святых". (Псалтырь толков., л. 132).
"Облацы не дадят воду" - облака знаменуют проро¬ков, как говорится и пророка Исайи: "Да возвеселится небо и облацы да кропят правду или истину. Дождь: - облацы же правду одождающии, божественнии мужи суть, - духовный дождь, сиречь по добродетели слово изливающе". (Псалт. толк., л 237 об.). Значит, не будет Божественная благодать орошать, подобно дождю, тех людей, над которыми царству¬ет антихрист.
"Земля отвержется плодов своих" - по толкованию Афанасия Александрийскаго, "земля разумная, плоды же ея благочестивыя поспешества". (Псалт. толк., л. 530).
Еще объясняет Феодор: "Дождь, рече, духовный дая, ранний убо ветхим заветом, поздний же новым, ими же напояема иносказаема земля, сиречь душа человека". (Псалт. толк., л. 517 об.). Следовательно, в царство антихристово не земля чувственная отвердеет, а души человеческия, изсохшия безверием и противными Богу делами, не дадут плода, т. е. веры и добрых дел.
"Море исполнится смрада". Море, по толкованию блаженнаго Иеронима, означает мир и век сей, изобилующий горькими и солеными волнами. (Твор. бл. Иеронима, ч. 12, стр. 57).
Reply
"Реки изсохнут, блата изсякнут, студенцы оскуде¬ют". Реки - Евангельское учение, блаженный Афанасий тол¬кует: "Река Божия, по седмидесят преводников, благодать святаго Духа есть, в бразды разделяема, овому убо слово премудрости изливающи, а овому разума, овому же дары целении" (Псалт. толк., л. 517 об.). Студенцы, т. е. источники - это святые пророки, апостолы и евангелисты, как объясняет Кирилл Александрийский: "Обычай есть богодухнове иному писанию источником и рекам уподобляти, некогда святых пророк, и апостол, и евангелист, такожде к сим и святых церквей предстателей, возвещающих людем Божественное слово, и священных догмат сущих искусных и учительское имеющих достоинство, ибо рече о них гласом Исаия пророка: почерните воду с веселием от источник спасения. Спаси¬тельных же тех порицает источник, источают бо аки людем, и же под рукою небесное слово, якоже рече Христос, веруяй в мя якоже глаголет писание, реки от чрева его исте¬кут воды живыя, сами приемлющи от Христа" (Псалт. толк., л. 778 об.).
Из вышесказаннаго видно, что во время антихриста не чувственные источники или студенцы оскудеют, но духов¬ные пастыри, как содержащие слово Живота, ибо сказано в Писании: "Антихрист изсушит жилы ея и опустит источ¬ники ея. И вси тоя сосуди вожделеннии потребятся, яко сопротивишася Богови". ( Соборн. Бол., л. 121).
По толкованию Апполинария: "Лице церкви разуметися могут святии апостоли и иже по них последованием предстатели ея, их же и крепчайших жил творит Бог, да возмогут крепце защищати проповеди" (Псалт. толк., л. 342 об.)
"Зверие на человеки возстанут". Зверями Божествен¬ное Писание именует еретиков и всех ложных учителей как написано: "Разумети можеши зверей каламских и проповедующих лжеименное учение, о них же глаголати можеши пророчеству глаголющая, горе пишущим лукавство". (Псалт. толк., л. 554). Блаженный Феодорит зверями нарицает про¬тивников, как и пишет: "Зверей ради лютости ратников, рек, Убогих нарицает мудрованием смиренных, блаженни бо ни¬щие духом, яко тех есть царство небесное". (Псалт. толк., л. 625). Из представленнаго видно, что подобно зверям возстанут гонители, мучители и лжеименные еретики на смиренное стадо Христово
ВОПРОС. Писание поведует, что в царство антихристово при всех бедствиях угаснет у людей страсть к сребролюбию, так как тогда злато и сребро на путех лежать тмут, и не будет кто прикасаяся ему. (Соборн. Бол., л. 302 об.). О каком золоте и серебре здесь говорится: чувственном или духовном?
ОТВЕТ. Во святом писании говорится о духовном золоте и серебре, которое в дни антихриста многими будет небрегомо Блаженный Иероним объясняет значение сих слов следую¬щим толкованием: "Так что под золотом надо разуметь та¬инственный смысл, под серебром - чистое слово, а под драгоценными камнями - богоугодныя дела" (Твор. его, ч. 14, стр. 342). Афанасий Александрийский также свидетельствует: "Сребро убо глаголет божественныя словеса". (Псалт. толк., л. 554). "Злато же разумеваемо есть иже в человецех чистейшаго ума". (Псалт. толк., л. 597) И паки блаженный Иероним: "Золото и серебро и чрезвычайно много одежд. Мы неоднократно говорили, что золото и серебро обозначают разум и слово, подобно этому мы должны понимать и одеж¬ды, которыми украшается церковь Христова". (Твор. его, ч. 15, стр. 184).
Reply
ОТВЕТ. О душевной смерти таинственно пишет святый отец. Святый Андрей Кесарийский объяснят смысл сказанных слов: "Отреченнии убо, рече, поплаканнии мертвецы сии суть, неспогребшиися и не совоскресшии Христовы крещением, но пребывшии во умерщвлении согрешений, не живут с ним - от самыя земли родившийся, а не от Духа, в землю возвращение имут. Смерть бо их начало им бывает будущаго мучения" (Апокал. толк., стр. 215).
Также и блаженный Иероним подтверждает: "Церковь Христова называется страною живых, чтобы наобо¬рот сборища еретиков были признаваемы страною мертвых". (Его твор., ч. 11, стр. 82).»
Reply
Leave a comment