Белое движение России потерпело поражение. Отчасти из-за того, что большевикам удалось увлечь массы своими, как сейчас выразились бы, «популистскими» призывами, отчасти из-за непродуманной, неумной политики белых правителей (особенно тех, что были до Врангеля), мечтавших о «единой и неделимой». Вот этот лозунг и погубил их и всю страну.
Генерал Врангель пытался сгладить эти ошибки (полупризнать Украину, например), но было уже поздно.
Генерал Врангель в Крыму
Предложение большевиков Врангелю. НИКОЛАЕВ, 11 ноября. Радио. Главнокомандующий южным фронтом и революционным военным советом обратились со следующим предложением к Врангелю: Ваши войска совершенно напрасно продолжаете сопротивляться, ибо сопротивление это угрожаете лишь новыми потоками крови. Поэтому предлагаю вам немедленно же прекратить борьбу и приказать вверенным вам сухопутным и морским силам сложить оружие. Если вы согласитесь принять предложение, сделанное вам революционным советом южного фронта на основании полномочий советского правительства, то мы гарантируем всем сложившим оружие полное прощение всякой вины, находящейся в связи с гражданской войной…
Последние известия, 15 (02) ноября 1920 года.
Какие гарантии могут быть у большевиков? Какое "прощение вины"? После захвата Крымского полуострова большевиками начались аресты и расстрелы оставшихся в Крыму врангелевцев. По оценкам некоторых историков, с ноября 1920 по март 1921 года было расстреляно от 60 до 120 тысяч человек…
А теперь Турция, Стамбул-Константинополь, куда переправились остатки Белой армии и сам генерал Врангель (1878-1928).
Русский исход. Путеводитель по белогвардейскому Константинополю 1920-х годов Российские правители на протяжении целого века мечтали сделать город-колыбель православия русским. Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II обдумывали и обсуждали с военачальниками планы операций по взятию под российский контроль столицы Османской империи и проливов Босфор и Дарданеллы. Последняя такая операция была запланирована на апрель 1917 года и не состоялась из-за случившейся в России революции.
Три года спустя каждый десятый житель Константинополя говорил по-русски. Но не потому, что вековая мечта сбылась. 29 октября 1920 года (11 ноября по новому стилю) командующий русской армией барон Петр Врангель отдал приказ об эвакуации из Крыма. Эвакуация проходила с 31 октября по 2 ноября (13-16 ноября). На 126 судах Россию покинуло более 150 тыс. человек (в том числе более 50 тыс. военнослужащих). Армейские части были размещены в лагерях в Галлиполи, Чаталдже и на острове Лемнос. Для гражданских лиц новым местом жительства стал Константинополь, находившийся в то время под оккупацией стран Антанты.
Русское посольство в Константинополе
«Первое пристанище - барский особняк русского посольства на Пере. Для беженцев там освободили один зал. Спи на полу. Устраивайся, как можешь. Ищи пристанище, где можешь». (Любовь Белозерская-Булгакова, «Константинополь»). Это место и сейчас есть. В здании за воротами - консульство РФ.
Большинство русских эмигрантов селились в те годы на главной улице Стамбула - Гран-Рю-де-Пера (сейчас пешеходная ул. Истикляль). Ещё с византийских времён там селились иностранцы. А позднее появились и иностранные дипмиссии. В 20-е годы там практически в каждом здании были русские заведения. Предприимчивые русские люди, объединяясь по несколько человек, открывали кафе, рестораны, кабаре, ателье, книжные, продовольственные магазины.
На этой же улице располагалось знаменитое кабаре «Чёрная роза», открытое турецким предпринимателем специально для Александра Вертинского. А ещё было несколько русских ресторанов, которые проработали очень долго. Это кондитерская «Петроград», знаменитый ресторан «Карпич», который впоследствии переехал в Анкару по просьбе первого турецкого президента Кемаля Ататюрка. А вот ресторан «Режанс» работает до сих пор и продолжает традиции, начатые их основателями. Он стал символом не только русского Стамбула, а вообще - Стамбула.
Ресторан Режанс
Русские беженцы - нежданные и побежденные гости «Мы мечтали о том, что накопим много денег, купим себе фальшивые паспорта и уедем куда-нибудь подальше из этого проклятого города, переполненного оборванными русскими, от всей нестерпимой константинопольской жизни и невыносимого безделья…», - так много лет спустя вспоминал свою жизнь в Константинополе секретарь Ивана Бунина, журналист и писатель Андрей Седых. Его чувства разделяли многие тысячи других русских, которых стихия войны забросила в Константинополь в 1920 г. Еще несколько лет назад никто не мог бы представить, что в столице Османской империи русские окажутся как побежденные.
К воротам Царьграда русские воины подбирались не раз, начиная еще с походов 10 века. О Константинополе мечтали императрицы и императоры, а полководцы грезили о неувядаемой славе покорителей древнего города даже в последние годы царской России; и не знали, что совсем скоро русская армия войдет наконец в бухту Золотой Рог, а затем и в сам Константинополь. В турецкую столицу вошли остатки белой армии генерала П.Н. Врангеля.
Русская диаспора начала растекаться из Константинополя по миру в поисках лучшей доли вскоре после прибытия. Осенью 1922 г., к тому моменту, как Антанта подписала перемирие с Кемалем, в столице оставалось уже 28 000 русских беженцев, из которых более половины выразили желание уехать из Турции. Новое правительство заняло по отношению к Beyaz Ruslar («белым русским») достаточно жёсткую позицию: им предлагалось либо принять советское гражданство, либо покинуть страну. Это усилило отток эмигрантов, и к 1927 г. их осталось уже 2700 человек. Постепенно они исчезли из поля зрения властей - последние упоминания о них встречались в турецкой прессе в середине 1930-х гг. Тем не менее, некоторые так и остались в Турции: ещё в 1960-70-е гг. в Стамбуле можно было встретить старых эмигрантов, прибывших сюда вместе с Врангелем.
См. также:
Врангель. Поздно спохватились Фатальный проигрыш белого движения Русский Константинополь: «белое похмелье» Гражданской войны Дополнение:
От предложения 2007 года перенести прах генерала в Москву потомки его вежливо отказались, пояснив в письме:
«Произошли огромные перемены в сознании россиян относительно сущности большевизма и советской власти. Однако не произошло главного: осуждения этого зла на государственном уровне… Продолжается брожение в человеческих умах… При опросах населения в последние годы чуть ли не половина населения России считает, что Сталин - личность положительная».
Free Website Counter