В России появился город-смельчак, который официально провозгласил новую дорожную стратегию: программу "Цель - ноль смертей на дорогах". Пока остальные города размышляют над тем, что "так не бывает, все равно кто-то погибает", город-герой Севастополь запускает амбициозный пилотный проект.
Глава города - Дмитрий Овсянников
заявил на совещании: "Ноль погибших - такую стратегическую цель я ставлю перед профильными ведомствами правительства. Базовый принцип - недопустимость ДТП со смертельным исходом. Все наши дорожные программы должны работать на эту цель. Приложим максимум усилий, чтобы создать на дорогах условия, позволяющие сохранить каждую человеческую жизнь".
Фото sevastopol-news.com.
На всякий случай напомню, что это за программа "Цель - ноль" (или Vision Zero) и кто ее придумал. Родоначальниками выступили власти Швеции, которые в далеком 1997 году решили, что ни одна смерть человека в ДТП не может быть оправдана. Лейтмотив концепции: потеря жизни недопустима.
Фото visionzeroinitiative.com
За время действия программы Vision Zero показатель смертности в Швеции упал в два раза. Если в 1997 году, до старта программы, в ДТП погибало более 500 человек, то в 2016 году - уже 269 человек. Другими словами, 2,6 погибших на 100 000 шведов. Для сравнения в России таковых - 14,5 человека, что в 5 с лишним раз больше, чем в Швеции. При этом каждый погибший - это огромное горе для его семьи вне зависимости от национальной принадлежности.
Но вернемся к Севастополю - городу с населением порядка 430 тысяч человек. С начала 2017 года на дорогах погибло 45 человек. Казалось бы, отличный результат, особенно, на фоне 2016 года, когда ДТП унесли жизни 76 человек. Сравним эти цифры, к примеру, с Осло, где проживает 590 тысяч человек, а в прошлом году погибло в ДТП "всего" 4 человека! По нашим меркам это и есть ноль, а для них и эта цифра огромная. Т.е. показатели смертности на дорогах Севастополя в десятки раз хуже, чем в Осло.
Думаете, Севастополь как-то принципиально отличается от других городов? Нет, по статистике далеко не самый лучший, просто у нас они все примерно одинаково плохие.
Получается, что в Европе дорогами пользуются какие-то особенные люди? Нет, вряд ли. Все дело в инфраструктуре, которая создается таким образом, чтобы от действий человека ничего не зависело. Транспортные инженеры стараются создать максимально безопасные и комфортные условия для всех участников дорожного движения. И результат говорит сам за себя! На дорогах европейских городов гибнут единицы, пока мы хороним тысячи.
Но скоро это тренд изменится. Севастополь не только объявил себя пилотным регионом, уверен, он станет пионером и примером для других городов, где нет таких смелых руководителей. Зато там есть мэры, которые по-прежнему строят подземные и надземные переходы через 3-4 полосы. Приятно добавить, что Пробок.нет внес свой весомый вклад в новую стратегическую задачу для Севастополя, пару месяцев назад мы туда командировались и попытались зажечь свежими идеями местные власти. Здорово, что это удалось!
Ведь мы на протяжении многих лет озвучиваем, что движение тогда станет безопасным, когда оно будет удобным и понятным для водителей. И подкрепляем свои слова конкретными действиями, внедряя и
диагональные переходы, и разметку типа "
вафельница", и островки безопасности, и
уменьшенные дорожные знаки. Последние, кстати, вошли в
предварительный национальный стандарт (ПНСТ) 247-2017, действующий с 1 ноября 2017 года на территории всей России.
Напомню, что впервые идею нулевой терпимости, как новую дорожную стратегию страны
озвучил несколько месяцев назад Игорь Шувалов (Председатель Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения).
А вы бы хотели, чтобы в вашем городе запустили программу нулевой терпимости к смертям на дорогах?