Знаковая революция свершилась грандиозно,
эксперимент с уменьшением размеров дорожных знаков признан успешным, поэтому теперь они будут применяться не только в Москве, но и по всей стране.
Росстандарт утвердил
(скачать приказ) разработанный Проектным техническим комитетом 703 "Удобная дорога" предварительный национальный стандарт 247-2017 "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения" (
скачать стандарт), а это открывает широкие возможности применения новых удобных для людей знаков. Расскажу подробно обо всем.
Во-первых, теперь официально появились два новых типоразмеров знаков. Практика показывает, что из-за большого размера знаки часто закрывают друг друга и ограничивают видимость зданий.
В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:
- «500» - на нескоростной улично-дорожной сети;
- «400» - в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.
На фото - угол двух улиц, на одном знаки стандартные, на другом - уменьшенные.
При этом знаки парковки "Парковка для инвалидов" и "Платная парковка" могут быть совмещены на одном полотне, это экономит пространство и бюджет. Что еще революционнее - у знака платной парковки допускается изображение в виде рубля (привет Лебедеву).
Стандарт получился удобным для большинства людей и специалистов, занимающихся организацией дорожного движения, т.к. текст сопровождается наглядными иллюстрациями. И самое главное, что практически все знаки интуитивно понятны, а, значит, специально заучивать их не надо, достаточно просто взглянуть.
Давайте внимательно изучим нововведения. Появился знак направления размещения парковки (3), чтобы издалека можно было понять, в какой стороне парковаться можно. А где парковаться не стоит, нам подскажет знак запрета стоянки (или остановки) тоже с направлением (5). Новый знак внеуличная парковка (4) уже применяется на наших дорогах, но, в основном, частными подземными паркингами, а теперь его смогут использовать все.
Еще одно нововведение - возможность указания количества парковочных мест. Причем как в текстовом, так и в графическом вариантах.
Знак запрета въезда на перекресток в случае затора (1). Применяется для разметки
вафельница (которая недавно появилась в ПДД), чтобы визуально подсказать водителям, где не стоит останавливаться (иначе штраф 1000 рублей).
Знак диагонального пешеходного перехода (1) подскажет водителям, что люди на перекрестке могут неожиданно пойти по диагонали. Дополнительная информационная табличка нужна для пешеходов (2), чтобы разъяснить суть такого маневра.
Появился новый вариант знака начала полосы (1). Он информируют водителей о появлении дополнительной полосы движения с явным отображением ее предназначения. Раньше просто вешали знак новой полосы, а когда водитель понимал, что она только для поворота налево или разворота - вынужден был обратно перестраиваться на приличной скорости. Это создавало неприятные ситуации.
При этом стрелы на знаках возможно применять в любом понятном для водителя варианте.
Особенно интересны варианты исполнения уже существующих знаков окончания полосы. Новый знак своим графическим изображением подсказывает, какая из полос главная и кто должен уступить дорогу. Вроде это все и так знают, но на скорости 100 км/ч такая подсказка будет полезной.
Старый вариант Новый вариант
Одно из самых непростых новшеств, которое вызывало бурную дискуссию. Знаки направления движения на следующем перекрестке, фактически информируют водителей о необходимости заблаговременного перестроения. Особенно такие знаки могут быть актуальны там, где на следующем перекрестке вообще не представляется возможным повесить растяжку.
Знак перестроения на параллельную проезжую (1) часть информирует водителей о приоритетах движения и может быть использовать в дополнение к основным знакам приоритета 2.1 и 2.4.
Варианты исполнения. Знаки визуально выделяют приоритет для водителей.
Для повышения эффективности работы трамваев допускается установка знаков выделенная трамвайная полоса (1) над трамвайными путями с одновременным обособлением путей разметкой 1.1 или 1.2. Можно подумать, раньше нельзя было вешать над путями? Да, фактически было нельзя.
Также появились знаки направлений движения для общественного транспорта. Они, конечно, нужны не водителям автобусов (те и так маршруты знают), а прежде всего водителям машин, которые смогут понять, куда поедет автобус.
В продолжении темы общественного транспорта: по предложению Дептранса появился совмещенный знак остановки и указателя маршрутов, чтобы не разводить множество табличек.
Также возможны к использованию различные варианты знаков направления движения по полосе. Допускается свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы (1 и 2). На стрелах могут дополнительно размещаться другие знаки.
Варианты направлений движения по полосе. ЦОДД настоял включить различные варианты, т.к. ГИБДД запрещает вешать подобные знаки, поскольку их нет в ГОСТе.
Дальше - больше!
Движение в обратном направлении. Применяется на участках дорог, где движение в иных направлениях, кроме обратного, запрещено.
Желтые рамки для дорожных знаков. Во-первых, четко установлено требование использования габаритов этих рамок. Сейчас же рамки чуть ли не больше самих знаков. Во-вторых, установка дополнительных рамок предусматривается только для знаков нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости. На других знаках рамки использовать необходимости нет.
Уступи всем, и можно направо. Несмотря на то, что эксперимент прошел мегауспешно сразу в
трех регионах страны, и за несколько лет ни на одном перекрестке не произошло ни одного ДТП, а пропускная способность выросла - разного рода деятели из различных ведомств ставили категорические палки в колеса этому проекту. Однако эти лица имеют особенность рано или поздно покидать свои должности, поэтому такой знак в новом стандарте появился. Наша следующая задача: закрепить его же и в ПДД.
Велопешеходная зона и Конец велопешеходной зоны.Это кажется странным, но у нас до сих пор не было подобных знаков.
Туристические автобусы. Распространяет действие знака на экскурсионные автобусы, предназначенные для перевозки туристов.
Таблички для указания периода действия знаков парковки
Таблички максимальной ширины парковочного места. Если машина не влезает - стоит поискать парковку побольше.
Глухие пешеходы. Табличку применяют совместно со знаком "Пешеходный переход" в местах, где вероятно появление людей с нарушениями слуха (медучреждения).
Шрифты. Стандарт не только информативный, но и элегантный, поэтому в нем официально закреплен для использования Шрифт Директ-Транс, разработанный студией А.Лебедева. Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять именно в нем.
Стандарт экспериментальный и действует параллельно существующим ГОСТам. Местные власти могут его применить по желанию, если хотят что-то улучшить в своем городе, но если не захотят, то можно помочь им общественным давлением.
Самое важное, что с 1 ноября 2017 года Стандарт (
скачать документ) можно использовать на законных основаниях на территории всей страны, согласно приказу Росстандарта (
скачать). По истечении 3-х лет этот стандарт из экспериментального превратится в постоянный или будет включен в один из действующих стандартов. Это большая победа здравого смысла над, казалось бы, вечным "нецелесообразно" или еще хуже - "невозможно". Теперь следующий этап - распространять этот документ по регионам, там всегда более консервативны, чем в той же Москве или Казани.
Все это - результат огромной работы. В марте этого года по поручению председателя Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Игоря Шувалова (за что большая благодарность) при Росстандарте был создан Проектный технический комитет "Удобная дорога", в состав которого
вошли 25 экспертных и общественных организаций. Как и почему был выбран такой формат взаимодействия, я уже
рассказывал.
Дальнейшие планы. Наш комитет наметил необходимость разработки стандартов по следующим областям:
- Ширина полос движения (как раз все то, что сейчас сложно реализовать где-нибудь за пределами МКАД) и все, что касается разметки (размеры парковок, разворотные полосы и т.д.)
- Рекомендуемые типовые схемы организации дорожного движения (в регионах их бы с удовольствием применяли, разрабатывать свои - просто нет специалистов)
- Рекомендуемые режимы работы светофорных объектов (типовые схемы пофазного разъезда, время и режимы работы светофоров), а также многое другое.
Особенную благодарность хочется сказать нашей рабочей группе, которая готовила этот документ: Андрей
crusandr Мухортиков, Аркадий
gre4ark Гершман, Александр
monteklever Егоров, Дмитрий
ternovskiy Терновский, Антон
rogovskiy_anton Роговский, Диана
dr_fairness Хакимова, Владимир Макаренков и Валерия Кубринская