О повышении тарифов на проезд в ОТ и не только

May 12, 2014 10:22

Наверняка вы уже слышали новость о повышении стоимости проезда в метро и наземном общественном транспорта на 5-7% с первого июня. Воспользуемся этим поводом и обсудим работу общественного транспорта. Сразу скажу, текст будет немного ироничным и лиричным одновременно.

Чтобы разогреть аудиторию, сначала немножко побуду "адвокатом дьявола".
Платить больше за то же самое никто не любит. Однако повышение цен, увы, неизбежно. Инфляцию, в нашей стране, к сожалению, пока не отменили. Продукты в магазине дорожают каждый месяц (если не неделю), но поскольку мы все покупаем разные товары, то повышение цен проходит плавно и большого всплеска недовольства у людей не вызывает. Сильно вас беспокоит стоимость сыра Camembert, если вы его не покупаете? Да пусть он хоть вдвое подорожает, большинству людей на это наплевать. Другое дело, когда повышается стоимость товара или услуги, которыми пользуются почти все (например, бензин или коммуналка). В этом случае даже небольшое изменение цены вызывает бурное обсуждение.

Естественно, когда объявили о подорожании проезда на общественном транспорте, все дружно стали возмущаться этим фактом. Однако несмотря на повышение тарифа за проезд, он все равно остается одним из самых низких в мире. Дептранс подготовил небольшую инфографику по этому поводу:



Знаю, знаю, PR-отдел Дептранса несколько схитрил и не представил страны, где цена на проезд меньше, чем в Москве. И вообще, надо сравнивать не абсолютную стоимость проезда, а относительную (учитывать средние зарплаты). А еще лучше сопоставлять цену не единичной поездки (которая очень дорогая в развитых странах), а проездного на месяц. Но, даже если все это учесть, то выясняется, что стоимость проезда остается одной из самых низких. Конечно, в Минске или Киеве на метро можно ездить гораздо дешевле, чем в Москве. Но ведь и ВВП на душу населения там ниже чем в России в два и четыре раза, соответственно. Так что сильно завидовать соседям, пожалуй, не стоит.

Но не спешите возмущаться (я же сразу вас честно предупредил, что в начале буду адвокатом), подождите пока я не встану на сторону обвинения.


Помимо инфляции существует и еще одна причина увеличения стоимости проезда. Растет протяженность линий метрополитена и количество станций, а их содержание стоит немалых денег. Зато пассажиропоток практически не увеличивается (если только на 1-2%). А происходит так потому, что если раньше человек ехал сначала на автобусе до метро, то теперь он ходит до него пешком, потому что рядом с его домом построили новую станцию. То есть люди экономят на наземном общественном транспорте, но платят больше за проезд на метро. Правда, сэкономят не многие, а раскошелиться придется всем. Но тут уж ничего не поделаешь.

Нравится нам это или нет, но за проезд мы всегда платим 100% его стоимости. Разница лишь в том, делаем ли мы это напрямую из своего кошелька или косвенно, через налоги и бюджет.

Это вовсе не значит, что нам суждено платить за проезд все больше и больше. Есть резерв не только для предотвращения роста тарифов, но и для его снижения. Однако для этого мы должны иметь единую транспортную систему в городе. А у нас их целых три: метро, Мосгортранс и маршрутки (могла бы быть еще и четвертая - электрички, но она находятся в зачаточном состоянии).

По-хорошему, всех их надо было уже давно объединить в одну общую систему городских перевозок. Кое-что для этого делается. Например, появился универсальный билет и "тройка" (раньше на НОТ и метро были разные билеты), но этого явно не достаточно. Нужно брать деньги за время пользования городской транспортной системой (подробно писал об этом тут), а не за количество видов транспорта, которыми вынужден пользоваться пассажир. Например, если я еду из Бирюлево в центр, то я совершаю всего одну поездку. Еще раз повторяю, поездка одна, хотя мне и требуется использовать два вида транспорта: сначала проехать на автобусе, а потом в метро. Дептрас же полагает, что я совершил две поездки и за каждую берет с меня деньги. Это равнозначно тому, что с людей брали бы деньги за пересадку с одной линии подземки на другую.

Представьте себе гипотетическую ситуацию, когда каждая ветка метро стала отдельным транспортным предприятием со своими тарифами и билетами. Людям, конечно, было бы крайне неудобно пользоваться такой системой. Зато можно было бы похвастаться возросшим количеством пассажиров общественного транспорта. Перешел на другую линию метро - еще раз оплатил проезд и тебя еще раз посчитали как нового пассажира. Абсурд? Конечно, но именно он в городе и реализован, правда в меньших масштабах, в виде отдельного Мосгортранса и метрополитена.

Но самое интересное - это маршрутки.
Они даже не отдельная система, это целый мир со своими законами и порядками. Основной вред от них заключается в том, что они забирают деньги из системы городских перевозок. И, кстати, деньги не малые. Их годовой оборот около миллиарда долларов. Бюджет Мосгортранса не намного больше этой суммы. Если округлять, то убрав маршрутки, мы вдвое повысим выручку городского наземного транспорта, и следовательно, сможем существенно снизить тариф на проезд. Не в два раза, конечно (ведь надо будет выводить на линии новый подвижной состав, а значит потребуются деньги на зарплаты новым сотрудников), но значительно.

Дептранс планировал полностью убрать из города маршрутки, и направить "новые деньги" на развитие городского общественного транспорта, в том числе и на сдерживание тарифов. Но, увы, в силу целого ряда причин эту идею отложили в долгий ящик (обязательно напишу на эту тему отдельный пост). Так что сторонники маршруток могут не опасаться за их судьбу. Однако миллиард долларов из системы городских перевозок забирается. Как его компенсировать? Ну, правильно, да, повышением тарифа за проезд. Конечно, не на 87%, как просил глава московского метрополитена Иван Беседин, но на 5-7%. Уж не знаю почему у него затраты на содержание подземки почти в два раза выросли.

Чуть не забыл главное - турникеты. Никакого развития наземного общественного транспорта не будет, пока пассажиров будут унижать турникетами. Это пенсионеры могут позволить себе на каждой остановке тратить по минуте, ожидая пока все желающие пройдут через турникет. Кто ждать не может - едет на маршрутке.

Повышать стоимость проезда плохо. Есть ли альтернатива?
Есть, я уже сказал, что наведение порядка в сфере городских перевозок даст дополнительный миллиард долларов живых денег. Но это процесс, во-первых, долгий, а во-вторых... работать надо. Быстро же решить проблему можно с помощью городских денег. Не повышать тариф, а компенсировать рост расходов из бюджета Москвы. Я думаю, на это Беседин и рассчитывал, когда говорил о 87%. То есть, ему просто должны были дать денег и ни о чем не спрашивать. Однако свободных денег в бюджете нет! И чтобы дать их метрополитену, надо забрать их у кого-то другого (из сферы здравоохранения или образования). Не надо говорить, что деньги можно взять у автомобилистов. Дорожное строительство в Москве и так уже сократили дальше некуда. Все из-за нехватки денег. Станции метро Беломорская не будет ровно по той же причине, а вовсе не из-за двух протестующих бабушек.

Можно было еще раз повысить стоимость разовых билетов на ОТ (недавно они уже подорожали до 40 рублей за поездку) вместо многоразовых. В принципе, это стимулировало бы покупку билетов на большое количество поездок. Но, боюсь, что этот способ пополнения бюджета уже исчерпал себя. До введения карты "Тройка" количество пассажиропоездок, совершаемых по билетам на одну-две поездки, составляло около 15%. Очевидно, что после появления "Тройки" доля их значительно снизилась. Точных цифр пока нет, но я её оцениваю в 5-7%. Даже если повысить стоимость билета на одну поездку до 100 рублей, это не приведет к заметному увеличению доходов метрополитена. Зато люди перестанут покупать разовые билеты и полностью перейдут на "Тройку". Повышать стоимость проезда и по ней? Это убьёт "Тройку". Согласитесь, глупо уничтожать то, что было с таким трудом создано. И вот тогда-то уж точно можно будет распрощаться с мечтой пересадить автомобилистов в общественный транспорт.

Поэтому мы и имеем плавный рост стоимости проезда для всех. К сожалению, он далеко не последний.

ОТ, тариф, метро

Previous post Next post
Up